В эпоху e-commerce: как бизнес может оптимизировать расходы на доставку

Автор фото: Freepik

В 2022 году тренд закрепился, а в 2023-м должен подтвердиться, говорят эксперты: рост рынка интернет-торговли вновь составит порядка 25-30%. Такие прогнозы озвучивает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Если — по предварительным итогам — в прошлом году объём российской интернет-торговли составил более 5 трлн рублей, то ожидается, что в этом году он может вырасти до 6,6 трлн. Конечно, при определённых условиях, но причин для дальнейшего бурного роста у сегмента e-commerce предостаточно.

Впрочем, вызовов для игроков рынка тоже немало. Так, важную роль в оценке качества работы онлайн-площадки потребителем стал играть уровень сервиса — и он не в последнюю очередь зависит от доставки. По данным игроков, сегодня 50-70% пользователей при заказе товара выбирают эту опцию. Однако в 2022 году серьёзно выросли логистические издержки: это касается в том числе стоимости коммерческого транспорта и затрат на содержание автопарка. Поэтому бизнес начал искать пути оптимизации.
Так, например, одним из популярных решений для крупных игроков рынка и площадок, расширяющих свою географию, стала диверсификация потоков: при наличии собственных служб — привлечение внешних партнёров для доставки продукции до конечного пункта, когда экономически это более оправданно. При этом, как показало исследование Data Insight "Последняя миля для интернет-торговли", в прошлом году выросла доля перевозок, осуществляемых онлайн-магазинами самостоятельно. Так, если 2021 год был закрыт с показателем на уровне 75%, то за три первых квартала 2022-го он прибавил сразу 11 процентных пунктов. Главную роль сыграли маркетплейсы Ozon и Wildberries, доля которых от всех служб доставки — с января по октябрь прошлого года — составила 75%, в 2021-м она равнялась 62%.
Стремление интернет-магазинов к развитию собственных сервисов объясняется прежде всего тем, что логистические компании были вынуждены повышать тарифы. Впрочем, "комбинированные варианты" с привлечением специализированных транспортных предприятий открывают возможности как для сотрудничества и появления нешаблонных наборов услуг, так и для выхода на рынок доставки новых игроков. Тем более перевозить товары и продукты требуется не только тем, кто продаёт лишь в Сети. Так, опрос "ДП" игроков рынка показал, что, несмотря на увеличение объёма онлайн-заказов, торговые сети не планируют сокращать присутствие в офлайне. При этом многие в 2022 году расширили территорию охвата для доставки.
Впрочем, и перед теми, у кого есть собственная служба, и перед логистическими компаниями стоит одна проблема — себестоимость услуги как таковой. И весомую её часть сегодня формирует автопарк: его обновление, содержание, приобретение комплектующих и т. д. — рост цен по разным "блокам" за 2022 год составил от 25 до 70%. И чем старше транспортное средство, тем зачастую больше расходов на содержание. Даже если оставить за рамками темы комфорта и безопасности, а главное — эффективности и маневренности. Обновление подвижного состава тема острая, но как раз она позволяет выйти к вопросу оптимизации. Как минимум через себестоимость владения автомобилем. Здесь важные слагаемые: обслуживание у официального дилера, доступность запчастей, срок действия страховки, потребление топлива.
И в этом отношении отечественные производители выигрывают у иностранных игроков. А рачительный подход российского бизнеса демонстрирует появление в продуктовой линейке автомобилей, специально сконструированных под специфику работы в сегменте доставок.
Так, выведенный на рынок в 2022 году фургон "Соболь NN" компактен и изготавливается в двух вариантах: полной массой 2,5 т и 3,5 т. На облегчённую версию в Москве не распространяются требования грузового каркаса, то есть такая машина, несмотря на вместительный кузов объёмом почти 8 м3, способна ездить по столичным улицам без каких-либо ограничений. Машина очень маневренна, что имеет особое значение при поездках в мегаполисе: радиус поворота не превышает 5,4 м, и это меньше, чем у седанов бизнес-класса. Да и припарковать "Соболь NN" возможно даже на стандартном "легковом" месте. Благодаря низкой крыше многоуровневые паркинги для него тоже не становятся проблемой.
Что касается технологичности — она особенно радует. Если сравнивать с европейскими аналогами, ушедшими с российского рынка, то скучать по комфорту не придётся. Уже в базовой комплектации "Соболя NN" доступны все те опции, которые у многих зарубежных брендов надо было оплачивать дополнительно: подогрев лобового стекла, зеркал и подрессоренного сиденья водителя, кондиционер и круиз-контроль, телематическая система и LED-оптика, а также мультимедийная система с 9-дюймовым сенсорным экраном. В качестве важной детали — бесключевой запуск двигателя. А для большего комфорта — разъёмы USB, держатель смартфона, ниши для хранения, подстаканники, охлаждаемый и запираемый нижний ящик. Вопрос безопасности тоже проработан тщательно: "Соболь NN" получил дисковые тормоза на всех колёсах, ABS, яркие светодиодные фары, электропривод ручного тормоза и помогающие на дороге датчики света и дождя.
А главное — "Соболь NN" полностью отечественный продукт, выпускаемый на Горьковском автозаводе. Проблем с обслуживанием и поиском комплектующих не возникнет. К вопросу расходов: стоимость владения коммерческим транспортом отечественного происхождения будет на 20-30% ниже в сравнении с европейскими фургонами.
Российский автопром сегодня успешно находит решения для бизнеса, занимающегося перевозками. Производители не расслабились из-за ухода конкурентов, а развиваются, повышая безопасность и комфорт новых моделей.