Тариф для избранных, литий Заполярья, вопросы к нейросети: чем живёт СЗФО

Автор фото: "ДП"

Короткая рабочая неделя перед праздниками в регионах Северо-Запада прошла не только под знаком послания президента Федеральному собранию. Традиционный марафон реакций, комментариев и поручений разбавили и другие события.

Литий добудут в Заполярье

Совместное предприятие "Норникеля" и АРМЗ ("Атомредметзолото", горнорудный дивизион "Росатома") — ООО "Полярный литий" — получило право на разработку крупнейшего в России месторождения лития в Мурманской области. Роснедра 21 февраля выдали компании лицензию на разведку и добычу полезных ископаемых на участке недр федерального значения Колмозерское.
Это одно из самых крупных и перспективных месторождений лития в РФ, открытое ещё в 1947 году. Необходимость его освоения обострилась в прошлом году на фоне антироссийских санкций и разрыва логистических цепочек: выяснилось, что Россия на 100% зависит от импортного карбонада лития, необходимого для производства аккумуляторов и систем накопления энергии.
После остановки поставок из Аргентины и Чили в России возникла гигантская проблема с литием — и это в стране, где запасы лития учтены в 17 разведанных месторождениях, но ни одно не разрабатывается.
Месторождение редкоземельных металлов близ озера Колмозеро называют одним из самых перспективных, оно содержит более половины общероссийских запасов лития. Проект его разработки предполагает выпуск карбоната и гидроксида лития в объёме 45 тыс. тонн в год, выход на проектную мощность запланирован к 2030 году.

Блокирующий тариф

Возможность перевозки автомобилей в контейнерах на паромах из Петербурга в Калининград не стала долгожданной и радостной новостью для автовладельцев в самом западном регионе РФ. Калининградцев возмутил тариф: стоимость доставки "под ключ" одного авто из петербургского порта "Бронка" до порта Калининграда составляет 100 тыс. рублей. За эту сумму оператор паромной линии "Алгоритм групп" обязался доставить автомобиль бережно и безопасно (всего два авто на 40-футовый контейнер), под охраной и со всеми необходимыми документами, но калининградцев это не убедило.
"Ну полностью заблокировали Калининград. Раньше 30 тыс. рублей было", — говорится в одном из комментариев в telegram-канале оператора паромной линии.
Калининградцы отмечают, что за такие деньги на перевозку морем пойдут лишь владельцы премиум-авто, остальным дешевле машину продать.
Вспомнили и о тарифе на перевозки железнодорожными паромами — порядка 25 тыс. рублей за авто, что подтвердили в компании "Оборонлогистика". Она возит машины на железнодорожных паромах "Балтийск" и "Амбал" из порта Усть-Луга в Ленобласти в порт Балтийска под Калининградом, что, конечно, менее удобно, да и паром "Балтийск" всё ещё не вернулся с планового ремонта. Будет ли востребована услуга за 100 тыс. рублей — не ясно, в "Алгоритм групп" предлагают относиться к ней как к альтернативе.

Надежды на КамАЗ

Власти Карелии решают проблемы завода автокомпонентов "АЕК" в Костомукше (входит в концерн PKC Group, который является частью индийской Motherson Group).
Предприятие выпускало электропроводку для большегрузов и автобусов — в основном для Volvo, Skania, MAN, John Deere, но из-за санкций остановило производство. В конце января костомукшский завод отправил образцы своей продукции на КамАЗ. Если они пройдут испытания, завод возобновит производство. Пока же предприятие, работавшее с 1992 года, проводит массовые сокращения персонала. Увольнения работников начались с октября, под сокращения попадают более 700 человек — 3/4 штатной численности.
Чтобы этого не допустить, руководство Карелии ведёт переговоры с индийским офисом компании, где, как сообщил глава республики Артур Парфенчиков, заявили об уходе из-под европейского влияния и переподчинении головному офису в Саудовской Аравии. Дальнейшие перспективы карельского завода зависят от позиции нового руководства холдинга.
Тем временем заводы автокомпонентов южнокорейской Yura Corp в Ивангороде и Пскове продлили простой до конца марта. Большую часть персонала уволили.

Нейросеть так видит

Сгенерированные нейросетью Midjourney человеческие облики городов России стали одной из самых обсуждаемых тем недели. Автор запросов к искусственному интеллекту графический дизайнер из Москвы Кирилл Соловьёв заявил, что не ставил целью добиться банальных ассоциаций с городами.
То, что в итоге у него получилось, поняли не все. Брутальный Санкт-Петербург понравился многим, а у псковичей возник вопрос, почему их Псков — этакий "самурай с ушками эльфа".
Петрозаводск в облике железнодорожника показался жителям Карелии слишком суровым и угрюмым.
К кудрявому Мурманску с суровым взглядом у жителей Кольского Заполярья тоже возникла пара вопросов: во-первых, город оказался на год моложе (датой основания Мурманска считается 1916 год), а во-вторых, на фоне северяне не нашли ни одного намёка на аутентичный пейзаж.
Автор: t.me/trankyzer
Образу Калининграда многие удивились. По накалу обсуждений он уступил разве что Перми. Министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак посвятил этому отдельный пост в своём telegram-канале: вспомнил о бренде "Балтийская кухня", а также предположил, что искусственный интеллект так олицетворяет жизнь "не просто в достатке, а с избытком".
Автор: t.me/trankyzer