У Христа за пазухой: купола петербургских храмов хотят сделать обитаемыми

Автор фото: Сергей Ермохин

Места в религиозных сооружениях станет больше, а люди впервые поднимутся к ангелам.

Большие пространства собираются организовать (проект ещё обсуждается) между сводами и кровлей планируемой к воссозданию Борисоглебской церкви на Синопской наб., рассказал "Деловому Петербургу" работающий над проектом храма архитектор Михаил Мамошин. Эта церковь была утрачена в советское время. Чтобы новые подкупольные помещения соответствовали всем нормативам, туда проведут лифт и предусмотрят эвакуационные лестницы. Точное назначение пока не определено, но, по словам Мамошина, "в них будет жизнь". Например, их могут приспособить под выставочный зал или музей.
"В любом храме есть подобные пазухи между верхом сводов и чердаком. Но прежде у нас они практически не использовались и архитектурной практикой не осваивались", — объясняет зодчий. Одновременно другая команда работает над ещё одним похожим проектом — музеем ангелов, устроенным под кровлей Смольного собора. Мамошин говорит, что задействовать подобные пространства становится возможно благодаря современным конструкциям и технологиям.

Низкое и высокое

Как рассказал "ДП" вице–президент Санкт–Петербургского союза архитекторов Александр Кицула, внутренняя геометрия купола (то, что прихожане видят, находясь в церкви) и внешняя (то, что видно с улицы) практически никогда не совпадают. Во–первых, это обусловлено тем, что над зданием должен быть технический этаж или чердак. Во–вторых, архитекторам при строительстве храма приходится решать две противоположные задачи. Купол работает на город, его должно быть видно издалека. А значит, он должен быть высоким и вытянутым. Внутренний же свод подчинён архитектонике интерьера. Он не должен быть сильно вытянут, чтобы люди не чувствовали себя находящимися в шахте. Так что свод часто делают приплюснутым. Это касается не только православных цервей. Во время пожара 2019 года в Нотр–Дам–де–Пари деревянные конструкции кровли рухнули, а своды из камня уцелели, защитив храм (за исключением проёмов, которые пробила рухнувшая башня).
Иногда архитекторы делают посреди свода окулюс, то есть отверстие наверх, как в римском Пантеоне. Но в отличие от Италии в петербургских храмах этот окулюс ложный — окно выходит не на улицу. Через отверстие виден основной купол, в котором также есть не заметные изнутри боковые окна. Тем самым зодчие добиваются более эффектного освещения (таковы постройки архитектора Николая Львова). В любом случае пространство между сводом и куполом если как–то и используется, то для внутренних нужд храма. Обычно в барабане делается просто обходная площадка.
Как правило, не приветствуется, чтобы что–то находилось над алтарём или над центральной частью храма. Есть, конечно, церкви (например, Владимирский собор), разделённые на нижний и верхний храмы. Нижний, в цоколе, маленький по высоте — тёплый. Верхний — холодный, в нём зимой не топили. Но в нижнем храме ни куполов, ни барабанов не было, и потому никакой проблемы в том, что сверху расположен ещё один храм, не возникало.
Так или иначе, канон — дело растяжимое. Например, в часовне у Троицкого моста, которую проектировал Кицула, по просьбе РПЦ были предусмотрены престол и жертвенник для совершения обрядов. Хотя обычно эти предметы расположены на алтаре, а размещение алтарей в православных часовнях не принято. Поэтому и задумку Мамошина могут одобрить в епархии.
Но теоретически, конечно, вопросы могут появиться.

В намоленном воздухе

"Купол — это самое высокое место храма, которое находится над молитвенным залом, и обычно оно символически, может быть, даже энергетически воспринимается людьми как самая высокая точка храма, где молитва людей идёт к Богу", — поделился с "ДП" своим личным мнением церковный историк Илья Попов.
Он напоминает, что в куполе Исаакиевского собора достаточно большое пространство. Но под ним — символическое изображение Духа Святого в виде голубя, которое в советское время было заменено маятником Фуко, а впоследствии восстановлено. При этом помещение в куполе Исаакиевского техническое, экскурсии там не приводят. Есть печальный опыт Свято–Троицкого Измайловского собора, когда в ходе реставрационных работ 2006 года из–за сварки произошёл страшный пожар и главный купол сгорел.
"При использовании пространства над сводом и под куполом широким обществом и разного спектра людьми — если там будет читальный зал, или библиотека, или зал для бесед — может случиться пожар или какая–нибудь другая неприятность", — рассуждает Попов.
Иная ситуация, по его словам, когда под храмом, в подземном пространстве, есть какие–то помещения. А над храмом, где наверх поднимается намоленный воздух, должны быть только ангелы. Бывает, что не под главным куполом, а где–нибудь в стороне устраиваются технические помещения для священника или для той же библиотеки.
Архитекторы–реставраторы отмечают, что ситуация различается для старинных и воссоздаваемых храмов. "То, что проектирует Михаил Александрович (Мамошин. — Ред.), — современная конструкция. Там будет, скорее всего, железобетонный каркас с определёнными конструкциями сводов, и это даст действительно большие площади и пространства, которые можно было бы в этом уровне храма использовать для каких–то вспомогательных функций", — прокомментировал "ДП" руководитель ООО "НИиПИ Спецреставрация" Игорь Пасечник.
Он считает идею интересной, она может применяться и в других проектах. По его словам, в старых храмах такие пазухи кое–где тоже есть и их можно использовать. А где–то "просто чердак, в который даже попасть невозможно". В крупных храмах подобные помещения можно использовать, например, для размещения экспозиций, под музейные пространства.
Возможный прирост помещений в результате использования внутрикупольного пространства храмов эксперт оценил в 5–10%. Отметим, к слову, что, по данным проекта "Глобус митрополии", в Петербурге и Ленинградской области 1102 храма.

Обычные люди

Директор ООО "АСМ" Алексей Михайлов в комментарии "ДП" отметил, что обычно пазухи сводов завалены мусором. Расчистка их даст дополнительные объёмы, но вопрос в том, как превратить эти объёмы в полезные площади. Ведь их практически невозможно использовать из–за их конфигурации и современных требований по утеплению и усилению.
Единственный способ применения — под размещение инженерного оборудования (и на практике так иногда и поступают). Его обслуживают обычные люди — и ничего страшного, что они поднимаются выше свода.
"Реставрация церкви понятна, а вот её приспособление к современным нормам и требованиям — это непростая задача. Если все стены и своды храма имеют историческую живописную отделку, которая, несомненно, ценна, то как развести отопление, электрику, слаботочку и пожарку? Вот тут–то и нужно задействовать все возможные свободные от живописи пространства — пазухи, каналы в стенах и прочее", — добавил Михайлов.