В поисках жемчужин: студенческие стартапы редко превращаются в успешный бизнес

Автор фото: Ермохин Сергей

С другой стороны, многие из самых дорогих технологических компаний мира были созданы совсем молодыми людьми.

Инвесторы относятся к молодёжному предпринимательству скептически: будучи юными людьми, студенты склонны увлекаться то одной, то другой идеей и не всегда готовы доводить её до конца, то есть до монетизации. Вузы, напротив, стараются вселить в студентов веру в себя, вдохновляя их на поиск "золотой жилы" на стыке бизнеса и науки: чтобы поднять свой престиж в глазах абитуриентов, партнёров и государства.
Чем больше студентов будут интересоваться не только учёбой, но и предпринимательством, тем больше стартапов появится в стенах вузов и общежитий. Это увеличивает общую массу проектов, из которых, по статистике, выстреливает разве что десятая часть.
Неудивительно, что развитие молодёжного предпринимательства — одна из задач дальновидного государства, заинтересованного в новых технологиях и успешных компаниях. Поэтому в вузах помимо лекций, конкурсов красоты и спортивных чемпионатов активно развивается экосистема поддержки бизнес–проектов.
Так, с 2020 года более чем в 40 вузах в России действует программа Минобрнауки РФ "Стартап как диплом". Это программа учёта стартапов в качестве выпускных квалификационных работ. Стать её участником может студент любого направления подготовки, специальности и уровня образования. Выпускная работа должна представлять собой реально существующий бизнес–проект, созданный одним студентом или командой.

Фокус на мышлении

По данным исследования, проведённого в 2020–2022 годах Платформой университетского технологического предпринимательства, среди российских вузов по количеству созданных университетских стартапов второе место прочно занимает петербургский ИТМО. Здесь есть сквозной общеуниверситетский модуль "Предпринимательская культура", который призван рассказать студентам о принципах построения бизнеса, венчурном инвестировании. При университете есть свой технопарк, акселератор, стартап–студия, которые помогают заинтересованным студентам довести идею до стадии MVP (англ. minimal viable product — минимально жизнеспособный продукт).
"Когда я пришёл в ИТМО, сразу почувствовал себя в своей тарелке. Это очень предпринимательский вуз, тут развита инфраструктура и бизнес–мышление: все общаются друг с другом, создают коллаборации, работают на стыке научных и технологических областей. Такая среда вдохновляет", — говорит Андрей Анфиногенов, декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО.
В прошлом году, по его словам, больше 60 выпускников защитили диплом в формате бизнес–проекта, в этом году заявлено более ста. Вуз плотно взаимодействует с бизнесом и старается привлекать студентов к реальным проектам. Например, недавно в сети "ВкусВилл" появились напитки, которые были разработаны с участием студентов ИТМО. Университет ведёт проекты со "Сбером", "Газпром нефтью" в области искусственного интеллекта, робототехники, цифровизации, биотехнологий.
"В Петербурге у нас два больших партнёра: ИТМО и СПбГУ, которые активно работают с инновациями и проектной деятельностью не только студентов, но и школьников, так как сегодняшние школьники — это завтрашние студенты. Вузы “играют вдолгую” и используют сразу несколько инструментов для популяризации технологического предпринимательства и поддержки молодёжных стартап–проектов: дают дополнительные баллы к ЕГЭ и другие преференции при поступлении для выпускников школьного акселератора “Сбера”, проводят образовательные программы на тему предпринимательства и внутренние акселераторы, а также привлекают индустриальных партнёров для развития проектов вне вузовского сообщества", — говорит Наталья Магидей, управляющий директор "Сбера" по работе со стартапами.
"Сбер" сам проводит акселератор для студентов, аспирантов, сотрудников вузов SberStudent с 2021 года. За это время свои силы попробовали 40 тыс. участников. Чаще других участвуют студенты первого–второго курсов, интересно, что в 2022 году больше всего заявок на участие в акселераторе пришло от девушек: 55% против 45% от молодых людей. В числе топ–регионов по количеству заявок — Москва, Петербург, Татарстан, Нижегородская область.
Выпускники этого студенческого акселератора успешно развивают свои проекты. Например, стартап выпускника первого набора SberStudent Юрия Зарубина получил $100 тыс. от венчурной компании Diginavis. Его проект Talknow, сервис для знакомств с аудио, в прошлом году выиграл в номинации "Прорыв года" на конкурсе GSEA Russia. А выпускники второго набора, студенты из Петербурга (сборная команда ИТМО, РГГМУ, СПХФУ, СПбГУВМ), разработали технологию переработки целлюлозосодержащих отходов при помощи грибов и стартап Spawn на её основе. Выпускники уже пилотируют своё решение в "Л'Этуаль" и "ВкусВилл".

Ферма, а не фабрика

"Вуз — не фабрика стартапов, а скорее жемчужная ферма. И надо долго и много нырять, чтобы найти ту самую жемчужину — сильный студенческий проект с большим потенциалом", — подчёркивает Александр Гаврюшенко, ассистент Высшей школы технического предпринимательства и заместитель заведующего научной лабораторией "Стратегическое развитие рынка инжиниринга".
Дело в том, что студенты приходят в вузы за знаниями и дипломом, и только для единиц важно найти идею, запустить стартап и организовать своё дело. При этом, по статистике, большинство из тех, кто решил стать предпринимателем, по словам Александра Гаврюшенко, к сожалению, в итоге бросают учиться, если начинают зарабатывать первые деньги.
Ритм жизни студента — учёба, наука, подготовка к экзаменам, подработка, личная жизнь — не даёт возможности погрузиться в стартап, который на старте требует 80% времени основателя проекта. Но если стартап–активности совпадают у студентов с научной работой и диссертацией, если такой проект попадает в руки идейного профессора и ментора, история разворачивается совсем по–другому.
"На программе “Менеджмент игровых проектов” НИУ ВШЭ мы специализируемся на переподготовке специалистов в области видеоигр. Это крайне актуальная для современного мира сфера, объём этого рынка оценивается в $210 млрд по итогам 2022 года. Аналитическое агентство Newzoo прогнозирует рост до $217 млрд в 2023–м. В основном наши слушатели и выпускники, нацеленные на развитие собственного бизнеса, запускают так называемые студии в области разработки игр. А кто–то занимается околоигровыми стартапами, к примеру геймификацией в сфере образования, финансов, маркетинга и human resource", — говорит Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games, преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
По его словам, многие выпускники вузов, в которых он преподает, уже заработали свой первый миллион долларов. "Так, например, у нас проходили обучение члены команды проекта Minetal, коммерчески успешной игры для мобильных телефонов, владелец студии, выпустившей Sacralit: The Archer’s Tale — самый успешный VR–симулятор лучника в мире, и авторы многих других игр, уже привлёкших в Россию миллионы долларов со всего мира", — говорит он.

Для космоса и животных

ИТМО, Политехнический университет, СПбГУ, ВШЭ — вузы, которые приходят на ум и в контексте поддержки студенческих стартапов, и в момент перечисления успешных в бизнесе выпускников.
"Важным преимуществом обучения в университете является фундаментальность. Навыки, которые помогает приобрести учёба, нужны выпускникам, чтобы быстро вникать в изменения, постоянно происходящие в технологиях разработки информационных систем. Мне, к примеру, в своё время такие навыки очень пригодились при изучении искусственного интеллекта, технология которого лежит в основе образовательной робототехники “Роббо”. В то же время студенты СПбПУ получают полный спектр знаний в области IT, а дополнительные разделы математики и теории информации позволяют им разобраться в структуре, возможностях разработки новых и использования существующих алгоритмов, языков и технологий", — говорит Павел Фролов, выпускник Политеха, основатель и продюсер "Роббо". Этот проект с петербургскими корнями хорошо известен не только в России, но и на мировом рынке EdTech–проектов.
Впрочем, фундаментальное образование и экосистема для стартапов есть не только в перечисленной четвёрке вузов. Например, в рамках федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" осенью 2022 года в Санкт–Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения ГУАП впервые прошла масштабная акселерационная программа. Заявки на участие в ней подали 70 команд.
"Акселератор ГУАП — это программа для проектов начальной стадии, находящихся на этапе формулировки идеи и поиска целевой аудитории для своего продукта. Программа предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей вуза, она поможет участникам ускорить развитие технологических проектов, получить навыки проектной деятельности и сделать свой продукт конкурентоспособным", — говорит Татьяна Леонтьева, руководитель лаборатории технологического предпринимательства ГУАП. Акселератор поддержали более 20 индустриальных партнёров вуза. Технологический фокус акселератора был выбран исходя их главных компетенций вуза — космос, радиоэлектроника и приборостроение, информационные технологии и искусственный интеллект.
У участников акселератора было несколько проектов, связанных с беспилотниками. Среди них — аэрогибрид вертикального взлёта, стратосферный водородный БПЛА, разработчики программного обеспечения и локационных устройств, применяемых для распознавания объектов при авиационном мониторинге. Подобные устройства и решения могут быть востребованы при поисково–спасательных операциях, геологоразведке, в целях обеспечения безопасности инфраструктурных объектов, а также для доставки, поясняет Леонтьева.
В том же 2022 году на базе Санкт–Петербургского государственного университета ветеринарной медицины (СПбГУВМ) тоже была создана университетская стартап–студия. В её рамках студенты — основатели стартапов трудятся над самыми разными проектами. Например, над проектом "Цифровой Кентавр". Это платформа, с помощью которой можно составлять оптимальное соотношение ингредиентов в кормовой смеси, что позволяет кормить животных без участия механизатора и специальной техники.
Ещё один стартап университета — EFFGROW — работает в области биотехнологий для аквакультуры. Команда создаёт корм для форели с помощью специальных добавок, стимулирующих рост рыбы. "Стартап–студия совместно с ректором СПбГУВМ помогла стартапу найти партнёров в лице Гатчинского комбикормового завода, проект будет на аутсорсе разрабатывать рецепты", — говорит предприниматель, участник университетской стартап–студии СПбГУВМ Марат Дусаев.

Основа для суверенитета

"Предприниматели играют значимую роль в развитии экономики любого государства, но особенно важно технологическое предпринимательство — основа технологического прогресса и суверенитета.
По оценкам экспертов, вклад технологического предпринимательства в мировую экономику составляет более 30% от мирового ВВП. При этом именно студенты и в целом молодёжь — ключевой драйвер изменений за счёт их природной креативности, открытости новому опыту. Многие крупнейшие на текущий момент компании 20–30 лет назад были созданы студентами и совсем юными людьми, а сейчас входят в топ самых дорогих компаний мира и создают сотни тысяч рабочих мест", — напоминает Наталья Магидей.
Важная задача вузов ― с помощью выпускников влиять на общество и действующие рынки, формировать новые отрасли и создавать востребованные продукты и технологии.
"На экономических, технологических рынках, в индустрии происходит много изменений и точно нужны новые представления, варианты развития компаний. Мы живём в обществе, в котором экономическая ситуация постоянно меняется, организационные структуры устаревают. Нужны кадры со свежими идеями, острым взглядом, мышлением, чтобы создавать новые комбинации, которые будут вести к эффективному результату", — говорит Андрей Анфиногенов.
Что общество получает от развития студенческого предпринимательства? Новые продукты и услуги, рабочие места, деньги в виде налогов, прорывные технологии.
"Петербург всегда отличался своей особой атмосферой, которая в том числе мотивирует к развитию креативного мышления, — размышляет Константин Сахнов. — Мне кажется абсолютно верным применяемый в петербургских вузах сетевой подход к поддержке студенческих проектов. Развитие бизнеса всегда связано с творческим потенциалом и свободой в принятии решений".