Рынок доставки после бурного роста рискует столкнуться с мрачным будущим

Автор фото: Михаил Тихонов

Объём продаж на рынке e–grocery по итогам 2022 года вырос на 66%, однако в этом году темпы роста могут немного замедлиться.

По данным Data Insight, количество онлайн–заказов в сегменте e–grocery в 2022 году выросло на 75% по сравнению с 2021–м и составило 402 млн. Объём продаж достиг 553 млрд рублей, что на 66% больше показателей за 2021 год. В исследовании отмечается, что снижение среднего чека, продолжавшееся в 2021 году, в прошлом году практически остановилось.

Спорный чек

Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская замечает, что рынок e–grocery в 2022 году вырос по всей стране больше, чем ожидалось. Но при этом средний чек снизился на 2–4%, что связано с переключением спроса на более дешёвые товары, изменением структуры потребительской аудитории (многие уехали за границу) и падением покупательной способности в целом.
Директор платформы для роста онлайн–продаж Tinkoff eCommerce Илья Кретов отмечает, что с большими сложностями столкнулись концепции на базе тёмных кухонь и экспресс–доставки. Множество потребителей пользовались ими либо в связи с нехваткой времени и наличием достаточного располагаемого дохода, либо как способ порадовать себя, например, в пятницу вечером и по выходным. "В новой реальности доставка ужинов многим показалась роскошью (хотя бы на кратковременный период). Когда значительная часть населения приняла решение или была вынуждена сократить расходы, именно такие проекты отметили наибольшее снижение спроса и стали менять стратегию", — добавил он.
Петербуржцы всё же продолжают активно пользоваться сервисами доставки еды и продуктов питания. В пресс–службе сети "ВкусВилл" рассказали, что за январь 2022 года доставили жителям и гостям Петербурга 549 453 заказа, а в январе этого года — 736 469, то есть на 34% больше.
"Что касается Ленинградской области, то прирост за тот же период (январь 2022 года и январь 2023–го) составил 25% (27 820 заказов против 34 808). Пиковыми месяцами как в Петербурге, так и в Ленобласти по количеству заказов в 2022 году традиционно стали октябрь, ноябрь и декабрь. А средний чек при этом незначительно упал", — уточняют в компании.
Однако партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская замечает, что снижение среднего чека вряд ли было возможно, учитывая, какими темпами росли цены в прошлом году. Согласно данным аналитиков, в e–grocery средний чек всё же рос, но существенно медленнее инфляции.
"Количество промоакций, сократившееся в марте–апреле, вновь начало увеличиваться, поскольку это один из основных механизмов привлечения клиентов. Активно продвигается способ оплаты со сплитом (рассрочкой) даже для продовольственных товаров. Такое есть у Ozon и “Яндекс.Маркета”", — добавляет эксперт.

Сети в плюсе

Все крупные ретейлеры отмечают, что доля e–com в их товарообороте росла высокими темпами. Например, в отчёте X5 Group сказано, что выручка их цифровых бизнесов (Vprok.ru, экспресс–доставка, 5Post и "Много Лосося") за год увеличилась на 46,6%, или на 22,4 млрд рублей, и составила 70,4 млрд рублей.
Онлайн–продажи "Ленты" выросли на 108,9% год к году, до 40,4 млрд рублей. В годовом отчёте компании говорится, что ретейлер продолжает процесс объединения операционных моделей "Ленты Онлайн" и "Утконоса". Кроме того, сервис "Лента Онлайн" начал доставлять заказы круглосуточно: на сегодняшний день к круглосуточной доставке подключено 40 гипермаркетов и супермаркетов "Ленты" в 11 городах. В этом году сервис планируют масштабировать на всю страну.
Онлайн–продажи компании "О’Кей" также за год выросли на 32,6% в годовом выражении — до 6,2 млрд рублей. На долю e–com теперь приходится 4,2% от чистой розничной выручки ретейлера.
Товарооборот и количество чеков всех онлайн–сервисов в "Азбуке вкуса" выросли более чем на треть (+34,8%), а доля e–com в общем товарообороте компании к концу года выросла до 12% (+3,2 п. п.). В компании отмечают, что 28% всех онлайн–продаж приходится на категорию готовой еды собственного производства.

Умеренный рост

Особенность прошлого года — в его крайней неравномерности. СЕО сети "Важная рыба" Вера Прадченко отметила, что рынок доставки еды чувствовал себя прекрасно до 24 февраля 2022–го и компания ставила рекорды продаж каждый месяц. Затем спрос начал стремительно сокращаться, и по итогу 2022 года он так и не восстановился до уровня 2021–го. "Важной рыбе" удалось восстановить свои позиции только в сентябре 2022 года и далее продолжить рост, а в декабре вырасти на 15%. В январе 2023 года сеть выросла в заказах на 35% по сравнению с январем 2022–го.
"В 2023 году рынок доставки еды может постепенно восстановиться, если не произойдёт очередных кризисов. “Важная рыба” планирует продолжить активный рост за счёт расширения продуктовой линейки для разных сегментов клиентов, автоматизации ключевых процессов и ускорения доставки, а также выхода в Москву", — добавила Вера Прадченко.
По мнению Анны Синявской, рост рынка e–grocery в 2023 году будет выше показателей прошлого года, ассортимент расширится за счёт недорогих и среднеценовых товаров, премиальный сегмент продолжит сокращаться. Также будет расти доля отечественных товаров из–за сокращения объёмов импорта. Доминирование ценового фактора усилится, и, вероятно, сервисы будут продолжать расширять собственные линейки товаров.
В Data Insight тоже считают, что рынок e–grocery продолжит рост и по итогам 2023 года составит примерно 583 млн заказов и 770 млрд рублей. То есть вырастет относительно 2022 года в 1,5 раза по количеству заказов и в 1,4 раза по объёму онлайн–продаж. Для сравнения: в 2022 году эти показатели выросли в 1,8 и 1,7 раза соответственно.
"Будущее e–grocery представляется оптимистичным. Мы видим, что население выбирает стратегию сокращения в первую очередь непродовольственных трат. При этом в массовой аудитории актуально желание время от времени радовать себя. Фуд–проекты смогут стать отличным ответом на этот запрос", — заключает Илья Кретов.