Дипломатическое понижение: Россия и Прибалтика стали на шаг ближе к разрыву

На этой неделе Россия понизила ранг дипломатических отношений с Эстонией. Со стороны Кремля и МИД РФ в адрес Таллина прозвучал ряд резких заявлений. Эксперты считают происходящее закономерным. "ДП" выяснил, какими будут последствия этого шага для и без того непростых отношений с прибалтийскими соседями.

В понедельник, 23 января, посла Эстонии вызвали на Смоленскую площадь, где ему выразили протест в связи с действиями Таллина и потребовали покинуть Россию до 7 февраля. Уровень диппредставительства в обеих странах понижен до временного поверенного в делах.
При этом всю ответственность за ухудшение отношений Москва возложила на эстонские власти. Что не удивительно — МИД и ранее называл Эстонию "одним из самых враждебных государств".
Соседям припомнили и признание РФ "страной, поддерживающей терроризм", и сокращение дипмиссии в Таллине, и намерение ограничить российское судоходство в Балтийском море. Посол России в республике Владимир Липаев и вовсе заявил, что страны Запада собираются поставить Эстонии вооружения, чтобы держать под прицелом Петербург.
gосол России в Таллине Владимир Липаев/
Автор: МИД РФ

Свернули диалог

"Есть три уровня организации отношений. Самый высокий — когда страны обмениваются диппредставительствами на уровне чрезвычайных и полномочных послов. Это очень высокий ранг, он позволяет представителю говорить от имени главы государства. Второй уровень — посланник. Мы же переходим на самый низкий уровень — это поверенный в делах", — объясняет директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
Однако, по его мнению, проблема не в том, что понижение уровня диппредставительства вызовет негативные последствия. Наоборот, отношения двух соседних стран находятся настолько на низком уровне, что они не соответствуют уровню послов.
Понижение уровня дипломатического представительства — это важный сигнал о несогласии с политикой другой страны. В дальнейшем он может привести к полному разрыву дипотношений, полагает профессор кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС, доктор политических наук Николай Баранов.
"Они (власти Эстонии — прим "ДП") хотят показать, что для них ничего страшного не будет, но степень влияния Москвы изменится, потому что снижение уровня дипотношений с европейским странами однозначно будет показывать Россию в невыгодном свете. То, что они маленькие, — не важно. Главное, что это европейская страна, страна Евросоюза", — отмечает эксперт.
Понижая уровень отношений, стороны прекращают, или во всяком случае сворачивают, диалог, солидарен с коллегами политолог Константин Калачёв.
"Но это не означает, что дальнейшая конфронтация неизбежна. Это, скорее, сигнал о том, что дальше так жить нельзя. Это ответные меры на действия Эстонии, которая решила передать Украине свои самоходные орудия", — говорит собеседник "ДП".
При этом, с его точки зрения, сама прибалтийская республика воспринимает себя не как потенциальный агрессор, а как возможная жертва.
"Может ли Эстония напасть на Россию? Это смешно. Но с учётом того, что есть проблема Нарвы, есть тысячи российских граждан, проживающих в стране, Эстония воспринимает угрозу совершенно серьёзно", — объясняет политолог.

Ничего нового

По открытым данным, русскими себя считают более 315 тыс. человек, что составляет почти четверть населения Эстонии. При этом в стране живут более 80 тыс. граждан РФ.
Понижение отношений явилось и следствием отношения к русскоязычному населению в прибалтийских странах, полагает Николай Баранов. Он напомнил о сносе памятников, связанных с русской культурой и историей. Однако ухудшения ситуации в этой сфере эксперт не ждёт.
"Сколько можно нагнетать обстановку в отношении какого-то этнического меньшинства, находясь в Евросоюзе? ЕС в соответствии со своими хартиями, декларациями требуют, чтобы во всех странах меньшинства имели возможность говорить на своём языке. Я не думаю, что будет усиление этого воздействия, оно и так уже негативное", — говорит профессор.
Наличие посла никаким образом позитивно не сказывалось на русскоязычных гражданах этих стран, согласен и Дмитрий Солонников. "Ничего нового не произойдёт", — резюмировал директор Института современного государственного развития.
"Пока мы видим только, что посольство РФ отказалось принимать заявления об отказе от гражданства. Если какие-то жители республики хотели бы подчеркнуть свою лояльность Эстонии, то им эту возможность заблокировали", — говори Константин Калачёв.

Кто следующий

Солидарность с Эстонией традиционно выразила Латвия. Там тоже решили понизить уровень дипотношений с Россией. А в Литве, откуда российского посла выслали ещё в мае прошлого года, призвали и другие страны Европы последовать примеру Прибалтики.
Среди государств, которые с наибольшей вероятностью могли бы прислушаться к этому призыву, выделяют Польшу. Однако, несмотря на агрессивную риторику Варшавы, Польшу с Россией слишком многое связывает, уверен Николай Баранов.
"В Польше есть здравомыслящие политики, понимающие, что такая огромная страна, как Россия, — это слишком важный субъект международных отношений, тем более в Европе, чтобы отказываться от отношений и контактировать через третьи страны, как это делает Грузия", — говорит доктор политических наук.
Есть страны, которые до последнего будут поддерживать дипломатические отношения с Москвой, сохраняя надежду на то, что хоть какая-то нормализация случится, во всяком случае удастся предотвратить ядерную войну, полагает Константин Калачёв.
"В Эстонии помнят штурм вильнюсского телецентра, болезненный распад Союза, и понятно, что Прибалтика и Польша относятся к России настороженно. А есть те, кто, как Венгрия, которая уже забыла 1956 год, но помнит начало XX века и то, что европейцы лишили её двух третей территории", — отмечает политолог.
Впрочем не исключён и пессимистический сценарий, при котором от отношений с Россией откажутся если не все, то большинство стран Европы.
"Мы видим, что прибалтийские государства используют как пробный шар, который закатывают на европейский театр, чтобы посмотреть, какой будет реакция, и потом двинуть по этому же пути остальные государства", — говорит Дмитрий Солонников.
Эксперт указывает, что именно прибалтийские государства первыми потребовали поставок тяжёлых вооружений для ВСУ, а позднее это решение приняли на уровне министров обороны НАТО.

Закрыть Финский залив

Много обсуждалось на этой неделе и намерение Эстонии ограничить движение российских судов в так называемой "прилежащей зоне" — части Балтийского моря, прилегающей к эстонским территориальным водам. Это решение также называют в числе тех мер, ответом на которые стало понижение дипломатических отношений.
Впрочем мнения по этому вопросу, как правило, однозначны. "Есть международное морское право, нужно исходить из этого", — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Более подробно ситуацию прояснил посол России в Эстонии Владимир Липаев: "Свободное судоходство в прилежащей зоне ограничить не представляется возможным. Единственное, что можно делать, — это осуществлять дополнительный контроль в случае, если судно, которое там находится, подозревается в нарушении законодательства государства, которому принадлежит эта прилежащая зона". Правда, с некоторых пор в Эстонии считают нарушением несоблюдение антироссийских санкций.
Будут зоны, по которым российские корабли могут беспрепятственно ходить, и запретить этого никто не сможет, уверен и Дмитрий Солонников.
"Что касается захода в эстонские воды, это право Эстонии запрещать туда ходить. Не надо туда ходить. Надо ходить по нейтральным коридорам, как это установлено международными правилами. Не надо с Прибалтикой торговать, не надо в Эстонии вести бизнес, переводить туда российские активы. Вопрос же к России, как Россия на это отвечает", — подытожил политолог.