Бренды в ротации: доля пустующих площадей в ТЦ Петербурга превысила 10%

В 2022 году в ТЦ Петербурга открылось почти столько же магазинов иностранных компаний, сколько в 2021–м. Однако потери несравнимо больше.

По итогам прошлого года доля вакантных площадей в качественных торговых центрах Петербурга увеличилась на 6,3 п. п. по сравнению с итогами 2021 года и достигла 10,6%. Такие данные приводит компания NF Group в Санкт–Петербурге.
При этом доля вакантных площадей неравномерно распределена на рынке. В 24 торговых центрах из 55 вакантность составляет менее 5%, а в восьми пустует более 20% площадей. Несмотря на то что на протяжении трёх кварталов 2022 года активно закрывались крупные магазины в ТЦ города и в целом 22 иностранных бренда освободили площади, параллельно с этим продолжали появляться и новые названия.
В 2022 году в торговых центрах Северной столицы открылось восемь магазинов иностранных брендов, что совсем немногим меньше, чем в 2021–м (тогда их было девять). Это итальянские марки одежды Ruck&Maul, Dan John и Loriata, английская марка детской одежды Royal Rabbit, немецкие бренды Wellensteyn и Van Laack, американский бренд детской одежды Guess Kids, а также белорусский бренд одежды Mark Formelle. Лидером по открытиям иностранных ретейлеров стал ТРЦ "Галерея".
"Мы ожидаем, что при сохранении текущей конъюнктуры интерес новых игроков будет высоким и в Петербург продолжат выходить новые бренды, в частности из Турции и стран СНГ", — отметила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
В Nikoliers сообщили, что в торговых центрах Петербурга всего начали работу около 150 магазинов. Примерно половина этих открытий произошла в сегменте одежды и обуви. Во втором полугодии 2022 года происходил процесс замены закрывшихся магазинов иностранных ретейлеров. В ТРЦ "Галерея" на месте Nike расположился Freedom Store, в бывшем помещении Lee Wrangler теперь работает Rosi. "Снежная королева" открылась на месте Marks & Spenser в "МЕГА Парнас", а Gerry Weber занял помещения Tommy Hilfiger в "МЕГА Парнас" и "МЕГА Дыбенко".
"Несмотря на сберегательную модель поведения людей, покупательная способность даже в текущей ситуации остаётся на приемлемом уровне, а компании из–за рубежа продолжают проявлять интерес к российскому рынку. Выход любого иностранного бренда на рынок России занимает не менее года, поэтому новые названия в торговых центрах мы сможем увидеть уже в 2023 году", — уточняет директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова.
По данным NF Group в Санкт–Петербурге, сейчас 28 иностранных брендов в торговых центрах Петербурга остаются временно закрытыми. При этом они занимают всего 3% арендопригодных площадей. Кроме того, на днях в СМИ широко обсуждались слухи о том, что уже весной на месте Zara и Bershka, которые теперь принадлежат ливанской Daher Group, откроются новые бренды. А Uniqlo, по сообщениям СМИ, может оставить в России до пяти своих магазинов, освободив все остальные площади.
По оценкам NF Group, далее рынок может развиваться двумя путями. Либо темпы останутся на уровне 2022 года и начнётся медленное восстановление. Либо же продолжится массовый исход международных брендов в связи с давлением со стороны головных офисов и снижением покупательной способности. "Эти события могут повлечь за собой оптимизацию действующих магазинов западных ретейлеров и российских арендаторов: останутся только наиболее эффективные проекты", — считают в NF Group.
Генеральный директор агентства недвижимости Lapina Екатерина Лапина отмечает, что закрытия продолжаются и сейчас для всего рынка это катастрофа. А если сравнивать петербургскую динамику с показателями Дубая или Турции, то окажется, что в Петербурге спроса на торговые площади и вовсе нет.