О гибели кинотеатров заговорили ещё в период коронавирусных ограничений. Но мало кто тогда предполагал, с какими вызовами индустрии придётся столкнуться в дальнейшем
07:0324 января 202307:03
7976просмотров
07:0324 января 2023
Потери киноиндустрии в 2022 году по количеству залов оказались не столь сильными, как ожидалось. Но из–за нехватки релизов отрасль недосчиталась почти половины кассовых сборов.
По итогам 2022 года число кинотеатров в России практически не изменилось по сравнению с 2021–м. Санкции, уход голливудских киностудий и отсутствие официальных релизов не смогли уничтожить индустрию. Хотя и без проблем, конечно, не обошлось.
Сеансов не хватает
По данным исследования "Невафильм Research", к концу 2022 года число кинотеатров в России выросло на 2%, с 2163 по итогам 2021–го до 2196 объектов в 2022 году. При этом число кинозалов сократилось. Но лишь на 0,6%, с 5705 до 5672.
Существенных изменений не произошло и в Петербурге. По состоянию на начало 2022 года в городе работали 60 кинотеатров и 348 залов, а на 1 января текущего года — 59 кинотеатров и 350 залов.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева напоминает, что в 2022 году в Петербурге закрылись три кинотеатра: "Мираж Синема" в ТЦ "Международный" и ТЦ "Атлантик–Сити", а также "Кинопарк" в ТЦ Green Park. При этом открылся кинотеатр в новом торговом центре "Прометей", а также после реконструкции заработал "Мираж" на Большом пр. П. С. В разгар пандемии также закрылись кинотеатры в ТРК "Лиговъ" и ТРК "Пик".
"Не слишком отличалось от показателей 2018–2019 и 2021 годов и среднее число залов, которые работали в течение года, — 93% от общего количества экранов на конец года. Однако в 2022 году резко сократилось среднее число сеансов на кинозал в день, опустившись до 3,9 (даже в ковидном 2020 году этот показатель был выше — 4,3). Главная стратегия выживания кинотеатров сегодня, таким образом, — это сокращённый режим работы, к которому, очевидно, после успешных новогодних каникул января 2023 года российские кинопрокатчики вновь вернутся", — отмечается в исследовании "Невафильм Research".
Закрыть нельзя оставить
Владелец УК "Новое измерение" Евгений Буслейко (управляет кинотеатрами "КиноТихвин", "Олимп", "КиноПарк", сетью "Проспект", МКДЦ "Костино") отмечает, что рост числа кинотеатров объясняется тем, что некоторые компании в 2022 году получили поддержку Фонда кино на модернизацию и открытие новых залов.
"Закрыть кинотеатр не так просто. Пока предприятие работает, можно договориться о скидках и отсрочках, а как только оно закрывается, все партнёры начинают требовать возврата долгов. Также во многих торговых комплексах кинотеатр невозможно переделать под другое назначение. Для этого потребуется закрыть весь комплекс на реконструкцию. Поэтому владельцу ТЦ выгоднее на любых условиях продолжить работу кинотеатра, даже если тот не платит за аренду, а, например, оплачивает лишь коммунальные услуги. Тем более что другие арендаторы тоже не стоят в очереди", — добавил Буслейко.
Заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers Евгения Кулеш отмечает, что в каком–то случае площади кинотеатра может быть целесообразно перепрофилировать под различные форматы общепита, где–то — под торговые площади, фитнес–центр или спортивные и wellness–форматы. Не исключено размещение формата dark store, гибких офисных пространств или неклассических вариантов, как, например, интерактивный музей или выставочное и событийное пространство.
Евгения Хакбердиева замечает, что в Москве стараются не закрывать действующие кинотеатры, а оптимизировать их площади. Закрытие приводит к высоким затратам на демонтаж, поэтому собственники действующих ТЦ всячески пытаются сохранить профиль арендатора, предлагая частично сократить площадь, но не уходить полностью. В строящихся ТЦ ещё можно было переоборудовать площадки, планировавшиеся под кинотеатры, если это было выгодно девелоперу. Чаще под досуговые или спортивные функции. Такую практику использует, к примеру, ADG Group, которая планирует фитнес–клубы вместо кинозалов.
"В будущем кинотеатры не будут полностью замещаться другими арендаторами, поскольку на сегодняшний день просмотр фильма на широком экране — один из доступных большому кругу людей форматов проведения досуга для всей семьи. Но кинотеатры станут компактнее, а излишки площадей будут переформатированы под другие функции", — прогнозирует Хакбердиева.
"Серая" касса
По данным ЕАИС, в прошедшем году совокупные кассовые сборы кинопроката составили 23,7 млрд рублей, из которых 12,3 млрд (52,1%) собраны от показов российского кино. На сеансы было продано 83,2 млн билетов, среди которых 46,2 млн (55,5%) — на российские фильмы. Годовой объём рынка кинопроката по кассовым сборам снизился на 41,9% по отношению к 2021 году (в рублёвом выражении — на 17,1 млрд рублей) и на 42,9% по количеству проданных билетов. Но всё равно превысил объём сборов 2020 года на 792 млн рублей.
Евгений Буслейко подчёркивает, что если не брать в расчёт показатели января 2023 года, то многие кинотеатры фактически работали в минус. Пусть небольшой, но постоянный. В итоге набегали значительные суммы убытков. Даже если компаниям удалось договориться о льготных условиях аренды, всё равно у них не остаётся средств на ремонт и обслуживание оборудования.
По оценке "Невафильм Research", к концу августа 2022 года вышли 18 голливудских релизов в пиратском прокате, собравшие 138 млн рублей, или 0,8% кассы страны (при этом значительная часть нелегальных сеансов в системе не отслеживается и в эту сумму кассовых сборов не входит).
"Голливудские картины в условиях отсутствия рекламных кампаний–мейджоров не приносят и близко тех сборов, которые можно было бы ожидать в нормальных условиях работы с ними", — говорится в отчёте.
Евгений Буслейко уточняет, что работать с "пиратским" контентом могут лишь крупные кинотеатры, с большой аудиторией. Поскольку за качественную копию голливудского фильма сейчас приходится платить сразу 100% суммы (несколько сотен тысяч рублей). Для небольших кинотеатров это попросту неподъёмно.