Больше, чем просто озеро: чем грозит обмеление Ладоги

Автор фото: Сергей Ермохин

Уникальность петербургскому климату — влажному и относительно тёплому — обеспечивает не только расположенная рядом Балтика, но и крупнейший в Европе пресноводный водоём — Ладожское озеро.

Ладожское озеро — второе по масштабу озеро РФ, со средней глубиной 46,9 м при максимальном показателе 230 м и высотой волн во время бури до 6 м. Настоящее море, только пресное. В доисторические времена, после оледенения, Ладога была частью современной Балтики. Так что наличие такого "морского" животного, как ладожская кольчатая нерпа, наглядно подтверждает статус водоёма как чего–то большего, чем просто озеро.

Источник воды и пищи

Несмотря на то что Ладожское озеро является промысловым водоёмом, для насыщения рынка пятимиллионного города его явно недостаточно. Например, согласно данным Северо–Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству по состоянию на конец октября 2022 года, объём добычи палии (в границах Ленобласти) составляет всего 6,167 тонн. Буквально капля в море. Другая ценная рыба — сиг. За период с 1990 года и до настоящего времени вылов этой рыбы снизился с 292 до 136 тонн. Справедливости ради стоит отметить, что масштабы улова не всегда обусловлены исключительно падением численности. Квоты на вылов, направленные в том числе на поддержание численности промысловых рыб, — немаловажный фактор, влияющий на рыболовство.
Как бы то ни было, но рыбы явно не становится больше, в то время как количество потребителей постоянно растёт. Минздрав рекомендует в год съедать 22–24 кг. Если для простоты перемножить 5 млн жителей с 20 кг рыбы, то петербуржцам необходимо 100 тыс. тонн рыбы в год. Одними ладожскими запасами не обойдёшься.
А вот в плане потребления воды Ладожское озеро — это наше всё. 98% водопотребления Петербурга — это вода из Невы, то есть по сути ладожская. К сожалению, вода эта не такая чистая, как та, что пили жители нашего города с момента основания. В послевоенные годы вода в озере ещё имела I класс качества, а сейчас только III, так что теперь Ладожское озеро — это умеренно загрязнённый водоём. Почему так происходит? Ведь, сознавая важность питьевого значения Ладоги, в своё время были целенаправленно закрыты находящиеся на его берегу целлюлозно–бумажные комбинаты (ЦБК) и уже давно идут разговоры, что озеро, так же как Байкал, нуждается в особом правовом статусе, регулируемом федеральным законом. Действительно, закрытие ЦБК принесло положительную динамику, которую усилил общий спад промышленности в перестроечные годы. Однако прежний уровень чистоты, несмотря на сдвиги к лучшему, до сих пор не вернулся.
Во–первых, из–за накопительного эффекта. Уже попавшие за предыдущие десятилетия в озеро поллютанты содержатся в донных отложениях, и этот негативный фактор будет ещё долго влиять на качество воды.
Во–вторых, следует учитывать, что у Ладожского озера огромный бассейн водосбора — 258 600 км2, включающий территорию Республики Карелии, Псковской, Новгородской, Ленинградской и Тверской областей. Часть водосбора находится в границах Финляндии. Для сравнения: площадь такой большой страны, как Италия, — 301 338 км. Ладожский водосбор — это огромная территория, за которой непросто уследить. При этом любой сброс неочищенных вод, любая авария вносят негативный вклад в загрязнение озера. Разумеется, у природы есть механизмы самоочищения, но они справляются не со всеми веществами и не в любых объёмах. Если вещества, имеющие органическую природу (например, стоки с сельскохозяйственных угодий с нитратными и фосфатными ингредиентами), в значительной степени изымаются из загрязнённой воды через механизм дополнительного образования биомассы, то вещества, не характерные для природных экосистем, например пластик, не усваиваются организмами.

Природное одеяло

Климат нашего города, так же как и Нева, — существенная составляющая бренда Северной столицы. Он влажный, переходный от континентального к морскому, и Ладожское озеро по факту делает его ещё более морским. Механика тут достаточно простая. Дело в том, что вода работает как накопитель, сглаживает температурные колебания. Летом водоёмы накапливают тепло и, соответственно, осенью смягчают морозные атаки наступающей зимы. Зимой вода остывает, поэтому, в свою очередь, весной и летом озеро, наоборот, охлаждает воздух. Кроме того, открытая поверхность водоёма — это мощный источник образования облаков. А облака — это своего рода одеяло, они уменьшают амплитуду температурных колебаний. Из–за облачности летом прохладнее, а зимой теплее.
Конечно, воздушный перенос у нас западный, то есть ветер чаще дует с Балтики на Ладогу, чем наоборот. Однако площадь собственно Финского залива — 29 500 км2, а Ладоги — 17 870. Не такая уж большая разница. Так что по факту, учитывая конфигурацию водоёмов вокруг Северной столицы, получается, что почти все направления ветра работают на то, чтобы смягчить климат Петербурга, сделав его как можно менее континентальным (континентальный климат отличается резкими контрастами температур: жарким летом и морозной зимой).

Пугающие слухи

Человек в бытовом восприятии мира привык оперировать в первую очередь собственными воспоминаниями и наблюдениями, не заглядывая в научные журналы и не анализируя статистику, поэтому часто появляются разного рода пугающие слухи о Ладоге, например о том, что она мелеет. Так ли это?
Говоря о динамике естественных процессов, надо не забывать, что природа не любит стабильности. Природа — это статика в динамике. У Ладожского озера, как у любого природного объекта, есть целый ряд циклов, по которым она существует: то мелеет, то происходят вспышки размножения каких–то организмов, то, наоборот, какой–то вид падает в численности.
Например, в 2000 году было зафиксировано мощное линейное отступление воды на мелководье. Урез воды в отдельных местах сдвинулся аж на 300 м. Но для анализа состояния озера куда важнее вертикальное падение уровня, а не горизонтальное отступление береговой линии, осушившей 10–сантиметровое мелководье.
По сведениям сотрудников отдела озёр Государственного гидрологического института, абсолютный минимум озера был зарегистрирован в 1940 году на отметке 336 см. Более того, в 1594 году, как написано в старинной рукописи "Явление во граде Орешке", во время бури (на которые так богата Ладога) ветер привёл к интересному явлению — согнал воду с отмели у истока реки, и Неву в этом месте якобы можно было перейти вброд. И это похоже на правду.
Так что сильный спад уровня воды в сентябре–2014 до 353 см не критичен. Пройдут дожди, растает снег, и недостача воды в каком–то сезоне рано или поздно с лихвой покроется. Так было и так будет, поскольку Ладога находится в зоне избыточного увлажнения, а хлопковых или рисовых полей у нас нет, так что судьба Аральского моря Ладожское озеро никогда не постигнет. Даже в жаркое лето, когда расход воды во впадающих в Ладогу реках сильно уменьшается, озеро продолжает подпитываться подводными родниками, вклад которых в дебет водоёма и динамика до сих пор толком не изучены.
Комментируя обмеление южной Ладоги, стоит упомянуть, что она в принципе мелководна. Да, это несёт риски сдвига в жаркий период уреза воды на десятки метров, но мелководье — это неплохо. В хорошо прогреваемых водах активно развиваются водоросли, богатая на биомассу экосистема служит прекрасной кормовой системой для рыб и птиц. Наработанная за вегетацию органика осенью отмирает, и это ведёт к ещё большему обмелению мелководья, если, конечно, уровень водоёма не повышается. Плохо это или хорошо? У природы нет ответа на такие вопросы. Это просто естественный механизм переработки растворённых в воде органических веществ: органика изымается, вода очищается, пищевая база для рыб растёт, одни виды организмов сменяют другие.