Кому попало не вернут: бизнесу станет сложнее возмещать НДС из бюджета

Автор фото: vostock-photo
Вопрос о возмещении НДС из бюджета по–прежнему остаётся актуальным для бизнеса. Он встаёт перед предпринимателями в нескольких случаях. Если в течение квартала объёмы реализованных товаров (работ, услуг) оказались ниже объёмов приобретённых товаров (работ, услуг). Если при продаже товаров использовалась ставка 10%, а при приобретении — 20%. Также возврат НДС применяется при экспортных операциях, но специальная процедура для возмещения НДС при экспорте Налоговым кодексом не предусматривается. "Налог возмещается в общем либо в заявительном порядке", — пояснил "ДП" специальный советник по налоговым вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Андрей Локис. При этом эксперт обращает внимание на то, что сам по себе факт превышения суммы вычетов суммы начисленного НДС за налоговый период не является безусловным обстоятельством его возврата налогоплательщику.
Как правило, после подачи налоговой декларации следует налоговая проверка. По её результатам, говорят эксперты, фискальное ведомство чаще всего не только отказывает бизнесу, но и начисляет дополнительные налоги. В топе причин отказов, по данным опрошенных "ДП" экспертов, — претензии к самой документации, подтверждающей право предприятия на возмещение НДС, отсутствие документов, подтверждающих реальность хозяйственных операций, сомнительные контрагенты, неправомерное применение пониженных ставок по НДС или необоснованное применение освобождения от НДС для части хозяйственных операций.
В INTELLECT Law Firm отмечают формальные претензии ФНС к оформлению документов, прежде всего счетов–фактур: от подписания их неуполномоченным, по мнению налогового органа, лицом до несовпадения подписей, установленного инспектором "путём визуального сравнения".
"Главная проблема — это вычеты НДС по товарам, работам и услугам, приобретённым у “проблемных” контрагентов (они же сомнительные, они же “технические компании”, они же “фирмы–однодневки”), — делится своим видением ситуации Сергей Сосновский, партнёр юрфирмы “Пепеляев групп”. — Или ваш поставщик может быть нормальным — большим и солидным, но выяснится, что он купил у “технической компании”. Или купил у того, кто купил у того, кто купил у “технической компании”. В рекордных случаях чуть ли не до пяти “звеньев” доходит. И инспекции порой “вешают” грехи того, кто где–то в цепочке не заплатил НДС, на покупателя, который потом заявит НДС к возмещению. Например, при экспорте".
Дискуссия между бизнесом и фискальным ведомством о возмещении НДС заканчивается, как правило, в арбитражном суде. Предприниматели обжалуют не сам отказ в возмещении, а итоговое решение по результатам проверки, нередко завершающейся доначислением бизнесу налогов.
"Судебная практика по вопросу обжалования отказа в возмещении НДС складывается неоднозначно, но в целом можно отметить тенденцию к увеличению случаев, когда суды встают на сторону ФНС и признают такой отказ обоснованным", — считает Яна Кириллова, старший юрист практики разрешения споров "ССП–Консалт".
При этом эксперт отмечает, что сегодня практика по этой категории споров неоднородна, но общей тенденцией является уход судов от формального рассмотрения дела и поворот судей к изучению реальности сделок и контрагентов даже в тех цепочках, где есть сложные разрывы.
"К примеру, общим является мнение судей Москвы и Петербурга, что возможность применения налоговых вычетов по НДС обусловлена наличием реального осуществления хозяйственных операций", — добавляет Яна Кириллова.
Суды, отказывая бизнесу в его требованиях, обращают внимание не только на наличие фиктивного документооборота в компаниях, но и на взаимозависимость организаций из цепочки, как это было в споре между столичным ООО "Балтексим плюс", занимавшимся продажей различных станков и 3D–оборудования.
В 2018 году по результатам проверки московской компании городское управление ФНС доначислило налог на прибыль и НДС в общем размере 146,5 млн рублей. Фискальное ведомство выявило среди контрагентов "Балтексим плюс" шесть сомнительных компаний, с которыми у столичного ООО якобы не было реальных хозяйственных отношений. По версии налоговиков, эти спорные контрагенты зависели от "Балтексим плюс" и использовались им для уменьшения налогооблагаемой базы. Арбитражный суд Москвы в декабре 2022 года признал позицию столичного УФНС обоснованной и отказал коммерсантам в признании недействительным решения фискалов. В начале этого года "Балтексим плюс" подал апелляционную жалобу.
Сегодня, как неоднократно писал "ДП", ФНС использует рискориентированный подход, что позволяет ей видеть слабые места в деятельности бизнеса. Это позволяет ведомству в ходе проверок собирать серьёзную доказательную базу своей позиции.
Так, в марте прошлого года ООО "Севзапуголь" из Ленобласти, занимающееся производством древесного угля, оспорило в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти решение областной МИФНС № 7, которая в 2021 году доначислила компании налогов, пеней и штрафов на 955,4 млн рублей. По мнению ведомства, сделки с четырьмя контрагентами "Севзапуголь" заключил для увеличения налоговых вычетов и расходов.
Одним из доказательств фиктивной схемы, отмечает Яна Кириллова, стал факт того, что служебные и докладные записки готовились в разных компаниях, но на имя одного и того же человека, фактического владельца бизнеса. В июле прошлого года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поддержал фискальное ведомство, а в декабре апелляционная инстанция оставила это решение в силе.
"Вместе с тем если данные материалов проверки налогового органа получены исключительно из информационных систем и не подтверждены документально, то суды признают незаконными соответствующие решения налоговых инспекций об отказе в вычете НДС", — обращает внимание Яна Кириллова и приводит в качестве примера спор между петербургским ООО "Строительная компания “Регион”" и ФНС. В 2021 году управление ФНС Петербурга по результатам проверки предложило доплатить компании 87,2 млн рублей (налоги, пени и штрафы). По версии фискалов, предприятие создало формальный документооборот для получения необоснованной налоговой выгоды, задействовав 30 контрагентов. В арбитраже СК "Регион" поставила под сомнение выводы ФНС. Более того, по мнению компании, налоговикам не удалось доказать того, что сама строительная компания имела отношение к созданию или деятельности спорных контрагентов.
В первой инстанции СК "Регион" победила, добившись признания решения налоговиков недействительным. Однако 13–й арбитражный апелляционный суд в декабре 2022 года по апелляционной жалобе ФНС отменил решение первой инстанции и вынес новое, отказав в удовлетворении требований коммерсантов.

Прозрачность и репутация

Чтобы избежать неприятных ситуаций, эксперты в первую очередь рекомендуют бизнесу проверять добросовестность своих контрагентов.
"Аргумент “я плачу свои налоги, а они пусть отвечают за свои” в случае с НДС может и не сработать. Можно как угодно к этому относиться, но вопрос о том, заплатил ли ваш поставщик НДС в бюджет, касается и вас", — говорит Сергей Сосновский.
Кроме того, партнёр "Пепеляев групп" обращает внимание на такой нюанс. "Если вы оказываете или, наоборот, приобретаете услуги, которые вроде бы облагаются НДС по “нулевой” ставке (например, транспортно–экспедиционные, связанные с экспортом или импортом), — особенно тщательно проверяйте, правильно ли в вашем случае применена ставка. Если ошибётесь, есть риск получить и налоговый спор, и спор с контрагентом относительно взыскания или возврата НДС", — советует эксперт.
В следующем году число отказов в возмещении НДС не уменьшится, одновременно с этим законодателем будет продолжена работа по совершенствованию механизмов возмещения НДС, прогнозирует Андрей Локис. "При этом главными критериями при реализации права на возмещение НДС продолжают оставаться экономическая целесообразность, прозрачность сделки и налоговая репутация бизнеса", — резюмирует специальный советник по налоговым вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper.
Практика возмещения НДС в этом году будет определяться тем, что в бюджете катастрофически не хватает денег: дефицит федерального бюджета в 2022 году прогнозируется в размере 1,313 трлн рублей (при общей доходной части 29 трлн). Поэтому задача ФНС в этом году — в идеале не возместить вообще ничего и никому. Мы ожидаем ужесточения требований к налогоплательщикам как со стороны налоговых органов, так и со стороны арбитражных судов, которые, безусловно, будут "идти навстречу" бюджету, в том числе возможен и пересмотр положительной для налогоплательщиков практики по отдельным спорным вопросам. Поэтому количество судебных споров, касающихся возмещения НДС, без сомнения, вырастет.
Роман Речкин
старший партнёр Intellect Law Firm
Возможно усиление контроля налоговых органов как в части возмещения НДС, так и в целом. Кроме того, введение в текущем году Единого налогового счета (ЕНС) может создать трудности с фактическим возвратом НДС. Сумму возмещения по НДС автоматически распределят на погашение недоимок, вернуть можно будет только сумму переплаты по ЕНС, а не сумму, одобренную решением о возмещении НДС. Могут возникнуть ошибки при заполнении и при подаче документов, связанные в том числе с тем, что ЕНС и Единый налоговый платёж являются нововведением и отсутствуют разъяснения по их применению. Как следствие — возможны отказы/задержки в возврате налога на счёт.
Анна Коняева
управляющий партнёр ЦПО групп