Отелям Петербурга и Москвы понадобились новые каналы привлечения гостей

Автор фото: Тихонов Михаил
Гирлянды над пешеходной улицей в центре Москвы

Туриндустрия радуется любой поддержке. Однако некоторые меры доставляют лишние хлопоты.

Туротрасль значима для экономики двух столиц. По данным мэрии Москвы, в 2021 году индустрия принесла в бюджетную систему города 98,1 млрд рублей. Вклад в экономику Петербурга ещё выше — 233,9 млрд рублей. Москва и Петербург активно объединяют усилия по поддержке отрасли. Летом 2021 года была запущена программа "Два города — миллион впечатлений", которая стала победителем Russian Travel Awards в номинации "Лучший межрегиональный туристический проект".
Для участников индустрии гостеприимства Москвы и Петербурга также действуют федеральные программы поддержки. Говоря о наиболее эффективных из них, представители бизнеса обращают внимание на туристический кешбэк, разработанный ныне упразднённым Ростуризмом. По словам участников рынка, кешбэк позволял стимулировать спрос на внутренний турпродукт. Был и другой плюс, обращает внимание генеральный менеджер отеля River Palace Евгений Жук. Программа мотивировала путешественников бронировать свой отдых напрямую на сайтах оте­лей, что для бизнеса означало снижение комиссионных расходов, поскольку избавляло от необходимости пользоваться услугами агента.
В Anex Tour отмечают, что стимулирование спроса на поездки усилило маркетинговую активность со стороны средств размещения. "Из-за возникшего резонанса многие туристы отправились на отдых даже вне периода начисления кешбэка. Это позволило усилить привлекательность внутренних путешествий. В итоге полезный экономический эффект приобрели не только организации сферы гостеприимства, но и смежные предприятия — ресторанный бизнес, логистические компании, объекты культуры", — отмечают там.
Ещё одна федеральная мера — льготное кредитование строительства и реконструкции крупных гостиничных объектов. "Получение значительного объёма финансирования на срок до 15 лет по низкой ставке — хороший базис для смещения горизонта окупаемости крупного отеля в меньшую сторону. Мы знаем кейсы, когда такая точка окупаемости проекта достигается за 30 и более лет. Сейчас, возможно, удачный период для старта крупных инфраструктурных проектов в сфере туризма", — подчёркивает Евгений Жук.
Спорную реакцию у представителей петербургского бизнеса вызвало обнуление НДС для отелей на услуги размещения. Участники рынка однако не раз обращали внимание, что большинство отелей Петербурга и так не платят НДС, а работают на упрощённой системе налогообложения, для них мера оказалась неактуальной.
Евгений Жук полагает, что в столице полезной стала программа, нацеленная на организаторов форумов для бизнеса и молодёжи, по условиям которой они могут получить до 10 млн рублей. В Петербурге среди самых важных мер собеседники "ДП" выделяют льготы на оплату налога на имущество, земельного и транспортного налога.
Говоря о Северной столице, кластерный директор по продажам Radisson Hotels Saint-Petersburg Юлия Мещанинова указывает, что в городе в целом хорошо выстроено взаимодействие комитета по развитию туризма, городских властей и бизнеса. Однако отрасли ещё предстоит решить ряд задач. Например, уход Booking и Airbnb создал необходимость поиска альтернативных каналов продаж. Особенно непросто сейчас приходится небольшим объектам, которые не могут похвастаться узнаваемостью бренда.
"Если у оте­ля нет возможности вкладываться в разработку новых продуктов и сервисов, есть смысл рассмотреть переход под управление сильного бренда. В этом случае заполняемость увеличивается в среднем на 20 %, выручка — на 25 %", — резюмируют в AZIMUT Hotels.
При поддержке Тинькофф Бизнес