Время быстрых решений: как строительному рынку создавать востребованный продукт

Автор фото: Freepik
Автор фото: Freepik

О том, что происходит на рынке недвижимости и строительства и как изменились отношения с покупателями, "ДП" узнал у Максима Жабина, заместителя генерального директора строительной корпорации "ЛенРусСтрой".

Насколько ощутимо 2022 год повлиял на рынок?
— Его лихорадит. Всё то, что происходит в мире, в значительной мере влияет и на экономику России. Количественные и качественные показатели в регионах сегодня могут различаться, потому что изменения на строительном рынке происходят не одномоментно, а инерционно. Поэтому выводы пока делать рано, всё станет более понятно в 2023 году. Но точно можно сказать, что рентабельность строительства и девелоперских проектов снижается, поэтому некоторые застройщики начали оптимизировать свои расходы, например, за счёт применения менее дорогих материалов и комплектующих, сокращения числа сотрудников, изменения параметров проектов. Основная опасность — вероятность снижения качества проектов.
Максим Жабин, заместитель генерального директора строительной корпорации "ЛенРусСтрой"
На каких компаниях изменения на рынке отразились сильнее всего?
— Ситуация на рынке сказалась как на крупных компаниях из первой десятки, так и на компаниях малого и среднего звена. Никто не остался в стороне — и массмаркет, и бизнес, и элитная недвижимость ощутили негативные изменения. Значительно сменились и неписаные правила рынка: если раньше большие компании пожирали слабые, то теперь "быстрые" пожирают "медленных". Сейчас наиболее актуально правило "в любой непонятной ситуации нужно просто действовать", при этом не оглядываться назад и тем более думать о том, что произойдёт дальше. Сегодня как никогда необходимо критически мыслить и включить в компании кризисный менеджмент. Пришло время быстрого анализа и решений. Если компании понимают, что решение не работает, нужно сразу же выбирать другой вариант и пробовать его. Уже понятно, что состояние "так, как раньше" к нам больше не вернётся. Но сегодняшний кризис в любом случае закончится, и нам нужно не просто его пережить, а думать о будущем, создавать и реализовывать новый востребованный продукт. Надо помнить, что наши клиенты только через 5-7 лет будут жить в домах, которые мы задумываем сейчас.
Для таких решений нужны высококвалифицированные кадры. Как сейчас обстоят дела на рынке труда, достаточно ли специалистов?
— Проблема с хорошими кадрами всегда была, есть и будет. В нынешней ситуации она, естественно, обострилась. Да, сейчас это заметно среди узких специалистов с профессиональным образованием, например электриков, сантехников, сварщиков, — из-за несовершенства системы среднего профессионального образования. Но ровно такая же ситуация и в сфере менеджмента. Не хватает профессионалов с глубокими знаниями, широтой взглядов, стрессоустойчивостью — не хватает людей с навыками кризис-менеджмента.
А как изменилась работа сотрудников отделов продаж?
— Она ещё более усложнилась и сегодня схожа с работой психолога: необходимо успокоить покупателя, объяснить ему, с какими рисками он может столкнуться, и пояснить, как действовать в самых разных ситуациях. Многие люди решили отложить покупку квартиры, особенно те, кто хотел улучшить свои жилищные условия. Стали говорить о "синдроме отложенной жизни" во всех сферах. Мы проанализировали и расширили аудиторию наших потенциальных покупателей, изучив их потребности. Постоянно добавляем в проекты новые детали, направленные на людей разных возрастных групп, например детали для возрастной когорты 60+, где такие очевидные вещи, как большой размер кнопки выхода из подъезда, вызывают максимальное количество положительных отзывов — и это лишь малая толика того, что можно учесть в наших проектах.
Какие продукты на строительном рынке будут актуальны в ближайшее время?
— Я уверен, что будущее за технологичным современным жильём, в строительстве и эксплуатации которого используются все новые технологии и материалы, в том числе цифровые и решения по автоматизации, умные и интеллектуальные технологии. Одним из таких проектов станет жилой квартал "ЛесART". Мы создаём моду, которая в будущем станет трендом. Данные технологии связаны с тремя самыми важными жизненными потребностями современного человека: в безопасности, комфорте и свободном времени. Эти требования к жилью будут актуальны как минимум в ближайшие 15-20 лет, ведь будущее остановить нельзя.