Особая архитектура: как возрождается церковное зодчество в Петербурге

Конец года для архитектурного сообщества ознаменовался знаковым событием. На круглом столе в ходе конструктивного диалога эксперты обсудили основные вехи развития и роль церковного зодчества в Петербурге, а также обозначили актуальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются те, кто занимается новым строительством храмов и воссозданием разрушенного духовного наследия.

В начале мероприятия, которое было организовано Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга, прозвучали цифры, которые и легли в основу дальнейшего обсуждения. Оказывается, что с 2000-го года Северной столице возвращено всего девять утраченных церквей и часовен. В то время как, по словам президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимира Григорьева, согласно схеме религиозных объектов от 2015 года, разрешения на реставрационную деятельность были выданы на 163 объекта.
"В этих реалиях сложно говорить о каком-то влиянии церковного зодчества на городскую архитектуру", — отметил г-н Григорьев. При этом вновь построенные храмы в спальных районах, по его мнению, зачастую не только не несут в себе никакой эстетической ценности, но и смотрятся немного странно и даже курьёзно на фоне современного массива застройки.
Эксперты назвали целый ряд проблем, которые обусловили сложившуюся ситуацию. Так, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин подчеркнул, что объекты религиозного назначения сейчас строятся в основном на пожертвования, либо деньги инвесторов, а этого недостаточно. Его поддержал заместитель директора Фонда СВОИК Андрей Мезилев, отметив, что решение о возведении новой или возвращении старой святыни рождается в умах самих жертвователей, что неправильно и часто бесперспективно. Ведь оно должно приниматься обязательно профессионалами, чтобы в итоге церковь появилась в нужном месте и соответствовала всем духовным, культурным и историческим канонам.
Что касается места, то чем ближе к центру, тем сложнее найти возможность возродить утраченное. Вся городская земля уже давно поделена в ходе приватизации, иногда даже храмы находятся в собственности частных лиц. Об этом рассказал, в том числе, диакон, архитектор Роман Муравьёв. В то же время объём работ по воссозданию разрушенных памятников колоссальный. Совокупно с 1917 года Петербург лишился 1000 домовых и отдельно стоящих религиозных сооружений.
По словам архимандрита, председателя Комиссии по архитектурно-художественным вопросам Александра Фёдорова, в любом христианском городе образующей считается система храмов. В Петербурге многое оказалось разрушено, но основная структура всё-таки сохранилась. Помимо сложностей с финансированием и преодолением препятствий в градостроительном законодательстве, г-н Фёдоров отметил ещё одну проблему: конструктивное развитие социально-психологических взаимоотношений между строителями, благотворителями, духовенством и прихожанами. Кроме того, очень остро, по его мнению, стоит вопрос с кадрами. В данный момент основы церковного зодчества заложены в программе только трёх вузов — это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Санкт-Петербургская Академия художеств и Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Представитель последнего, доцент Надежда Акулова, подтвердила, что в вузе уже не первое десятилетие по данному профилю готовят специалистов "с нуля".
Но, как сказал руководитель архитектурной мастерской "Тектоника" Кирилл Яковлев, чтобы качественно составить проект в рамках выделенного бюджета недостаточно быть просто знатоком своего дела, нужно ещё и очень его любить.
Эксперты сошлись на том, что профессия архитектора, как и уважение к ней только начинают возрождаться, а вместе с ними и само зодчество. Ведь раньше, по справедливому замечанию Владимира Григорьева, архитектор был третьей по важности фигурой в обществе, после правителя и духовного лица. Однако с середины XX века, когда было решено отказаться от всех архитектурных излишеств, эта некогда уважаемая специальность утратила былое значение.
Как отметил Михаил Мамошин, тем ценнее, что сейчас храмовую архитектуру пытаются возвратить в лоно профессии. Более того, по словам заместителя Епархиального архитектора Санкт-Петербурга Алексея Одинцова, уже разрабатываются программы не только создания, но также реставрации и эксплуатации зданий религиозного назначения. Но если в части подготовки кадров наблюдается положительная динамика, то многие градостроительные вопросы и порядок принятия решений пока буксуют.
По мнению епархиального архитектора Санкт-Петербургской Епархии Дмитрия Борунова, если бы нормы храмового строительства были прописаны в законодательстве, то и решения о возведении очередной святыни принимались проще, а главное, не было бы конфликтов с представителями градозащитного сообщества. По словам одного из них — Ярослава Кострова, — непонимание со стороны жителей чаще всего возникает в местах плотной застройки, в частности, в центре города, где ощущается острый дефицит зелёных зон, детских площадок, а концентрация церквей и часовен зачастую выше, чем на периферии.
В то же время, своё несогласие со строительством культовых объектов выражают и жители спальных районов. И здесь как раз высказался градозащитник Дмитрий Ратников. Он выразил уверенность, что, если бы проекты были более продуманными и имели эстетическую ценность, конфликтов было бы меньше.
В конечном итоге, все собравшиеся поддержали мысль о том, что в новых районах необходимо формировать единый художественно архитектурный стиль, но одновременно достойный того культурного наследия, которым город уже обладает. А для этого нужны открытый и честный диалог и налаженное взаимодействие всех участников процесса: от благотворителей и горожан до исполнителей и тех, кто принимает решения о появлении и воссоздании объектов.