Арбитраж привлёк к субсидиарной ответственности по долгам "дочки" холдинга его давнего сооснователя Сергея Федоринова.
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявление Дмитрия Клиндуха, конкурсного управляющего компании "Юлмарт РСК", входившей в структуру онлайн–ретейлера "Юлмарт", и вынес определение о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам компании солидарно её топ–менеджеров Сергея Федоринова и Олега Данилова, а также основного владельца — мальтийский Ulmart Holding Limited.
Напомним: Сергей Федоринов основал "Юлмарт" вместе с партнёром Алексеем Никитиным в 2008 году, заняв пост гендиректора. Через 2 года совладельцами и инвесторами компании стали Дмитрий Костыгин и Август Мейер. Как писал "ДП", сам Федоринов акциями не владел, он покинул "Юлмарт" в августе 2016 года, решив заняться новыми проектами. К этому времени из бизнеса вышел и Алексей Никитин, продавший свой пакет акций предпринимателю Михаилу Васинкевичу. Впоследствии корпоративный конфликт разразился уже между Дмитрием Костыгиным и Августом Мейером с одной стороны и Михаилом Васинкевичем — с другой. Последний полагал, что, набрав кредитов, холдинг движется к контролируемому банкротству.
ООО "Юлмарт РСК", занимавшееся розничной реализацией товаров, признано банкротом в сентябре 2018 года, общий объём его долга составляет 4,67 млрд рублей. По мнению конкурсного управляющего, одной из причин, которая привела компанию к этому, стало заключение договоров поручительства в пользу "материнского" НАО "Юлмарт". Исполнить их "Юлмарт РСК" не смог. "Как указывает конкурсный управляющий, заключение договоров поручительства существенно ухудшило финансовое положение должника, а одномоментное предъявление требований из указанных договоров повлекло невозможность удовлетворения требований всех кредиторов в полном объёме и явилось причиной несостоятельности ООО “Юлмарт РСК”", — говорится в материалах дела.
Кроме того, по данным открытых источников, в декабре 2015 года "материнское" НАО "Юлмарт" запустило совместный онлайн–тревел–сервис с ООО "Синдбад". Расходы на этот проект, возможно, были возложены на "Юлмарт РСК": объём финансирования этого проекта, по некоторым данным, составил 82 млн рублей в 2015 году и более 1 млрд — в 2016–м. Проект не принёс прибыли, инвестиции вкладывали в момент финансового кризиса в "Юлмарте", а впоследствии и сам "Синдбад" признали банкротом.
Отметим, что позицию конкурсного управляющего поддержал один из кредиторов — Сбербанк. Его представитель подчеркнул: мальтийский Ulmart Holding Limited, привлекаемый к субсидиарной ответственности, имеет конечных бенефициаров — Михаила Васинкевича, Дмитрия Костыгина и Августа Мейера. Двое последних бизнес–партнёров принимали решения, которые могли привести к ухудшению финансового состояния группы. В кредитной организации также полагают, что контролирующие должника лица предприняли попытку контролируемой процедуры банкротства онлайн–ретейлера и хотели перевести бизнес на новые юридические лица — ООО "Юлмаркет" и ООО "Юлплейс".
Арбитраж счёл требование конкурсного управляющего обоснованным. Но производство по установлению конкретных сумм ответственности пока приостановлено.
“
"С точки зрения привлечения к субсидиарной ответственности обстоятельства корпоративного конфликта не имеют определяющего значения. В данном деле основанием для этого стало заключение договоров поручительства по обязательствам НАО "Юлмарт". Именно указанные договоры, в том числе одномоментное предъявление требований по нескольким договорам, привели компанию к несостоятельности, и выстроить защиту в данном случае ответчикам довольно трудно", — полагает адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде.
Сергей Федоринов и Олег Данилов уже обжаловали решение суда. Их апелляции суд рассмотрит в январе 2023 года.
Отметим, что это не единственная попытка кредиторов привлечь к ответственности по долгам онлайн–ретейлера его совладельцев. Так, в деле о банкротстве самого НАО "Юлмарт" пошло на второй круг рассмотрение заявления о привлечении к "субсидиарке" Августа Мейера и Дмитрия Костыгина. Кассация встала на сторону Сбербанка и поддержала необходимость оценки обстоятельств создания параллельного бизнеса, наличия контролируемой дебиторской задолженности и корпоративного характера выданных займов.
"Примечательно, что в данном обособленном споре предприниматели Мейер и Костыгин отрицают наличие контроля над должником, несмотря на довольно убедительные доказательства обратного, в том числе большой объём публикаций на эту тему", — отмечает Елена Менде.
А в деле о банкротстве ООО "Юлмарт Девелопмент" к ответственности привлекаются как Дмитрий Костыгин и Август Мейер, так и Михаил Васинкевич. Рассмотрения этих дел не завершены и продолжатся в январе 2023 года.
Добавим, что в процессе банкротства сегодня находятся все структуры некогда крупнейшего онлайн–ретейлера страны. Аналогичные дела затронули и двух совладельцев бизнеса. Так, Михаил Васинкевич признан судом банкротом, при этом арбитраж не освободил его от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Банкротом признан и Дмитрий Костыгин, но рассмотрение его дела ещё не завершено. А Август Мейер стал фигурантом дела о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Как сообщалось, ему вменяют два эпизода с кредитными средствами на 1,3 млрд и 1 млрд рублей.