Ничего лишнего: падение розницы стало маркером экономических проблем

Автор фото: vostock-photo

Обороты непродовольственной розницы снижаются уже несколько месяцев подряд. Пока что это самый заметный симптом серьёзных проблем в экономике страны.

Ежемесячные отчёты Петростата в 2022 году последовательно фиксируют снижение оборотов непродовольственной торговли в Петербурге и области. В сентябре и октябре, по данным статистического ведомства, обороты непродовольственной торговли в городе на Неве составили 99 млрд и 99,1 млрд рублей, сократившись на 27,4 и 27,1% к аналогичному периоду прошлого года соответственно.
В области ситуация практически идентична: в сентябре снижение оборотов год к году составило 24,9%, в октябре — 27%. При этом стоит заметить, что по итогам первых 3 месяцев 2022 года обороты относительно прошлогодних росли.
Показатели продовольственной розницы выявляют небольшой рост относительно прошлогодних. Так, в октябре оборот составил 53,8 млрд рублей, что на 4% выше, чем год назад, в сентябре — 58,6 млрд рублей, что на 3,7% больше сентября 2021–го. Этот рост нельзя игнорировать, хотя и справедливо назвать эфемерным, учитывая, что, по данным ЦБ, в ноябре годовая инфляция в России составила 11,98%. При этом за месяц потребительские цены выросли на 0,37%. Центробанк прогнозирует снижение годовой инфляции до 5–7% в 2023 году.
Как обращает внимание председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, статистика оборота непродовольственной розничной торговли включает в себя продажу автомобилей, где происходит серьёзное падение продаж. По данным Петростата, в январе–октябре 2022 года оборот организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, составил в Петербурге 432,9 млрд рублей, что на 23,7% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Правда, в этой сумме учитываются показатели как оптовой, так и розничной торговли.
Рынок новых легковых автомобилей в Петербурге в текущем году уже сократился в 2,5 раза. Так, если в 2020 году (за 11 месяцев) покупатели поставили на учёт в городе 90,5 тыс. новых легковых автомобилей, а в 2021–м — 96,3 тыс., то в 2022–м — всего 37,9 тыс. новых машин, сообщили "ДП" в аналитическом агентстве "Автостат". При этом изменился и топ–5 самых популярных брендов: за последние 2 года из него исчезли Škoda и Volkswagen. Вместо них появился Renault и китайский Haval, которые фактически поделили на двоих долю немецкого автоконцерна.
В целом, по оценкам экспертов "Автостата", по итогам января–ноября 2022 года самым популярным брендом (среди новых легковых автомобилей) в Петербурге остаётся Kia, которая занимает долю рынка 13,5%. За ней следуют LADA (11,5%), Hyundai (10%), Renault (7,7%) и Haval (7,3%). C осени в городском авторетейле более отчётливо наметился "китайский крен": предпочтения петербуржцев сместились в пользу автомобилей из Поднебесной. Но не забыт и отечественный автопром.
Так, по итогам минувшего ноября самым популярным новым автомобилем в городе на Неве стала LADA Granta (их поставили на учёт 268 штук), за которой следует Chery Tiggo 7 PRO (242), Haval Jolion (235), Chery Tiggo 4 (136), Geely Coolray (133) и Haval F7 (99). По оценкам экспертов, это объясняется выросшими ценами на новые легковые автомобили. Так, стоимость новой импортной машины на данный момент начинается с 2 млн рублей, а китайские бренды предлагают полюбившийся горожанам сегмент кроссоверов изначально в довольно богатой комплектации.

Смартфон на замену

Игорь Караваев отмечает, что в ассоциации наблюдают замедление спроса на товары длительного пользования — например, на крупную бытовую технику и электронику. Продажи в отдельных категориях показывают двузначное снижение спроса год к году.
"В то же время мы видим достаточно стабильную ситуацию в продажах обуви, детских товаров и игрушек, одежды, товаров для дома. Окончательная картина динамики спроса станет понятна по итогам года, поскольку перед новогодними праздниками продажи непродовольственных товаров традиционно повышаются", — указывает он.
Среди DIY–ретейлеров тренд на снижение спроса к концу 2022 года видят в компании "Максидом". Люди откладывают покупки, экономят. Об этом говорит и снижение объёма продаж в рублях, и сокращение количества проданных единиц товара.
В пресс–службе "М.Видео–Эльдорадо" обратили внимание на то, что потребители предпочитают предварительно тестировать крупные покупки и консультироваться с экспертами, что делает магазины одной из ключевых площадок для продвижения новых брендов в электронике. "Клиенты мониторят онлайн–платформы и участвуют в промоактивностях. Трафик, включая онлайн–площадки и магазины, в декабре вырос более чем на треть относительно показателей сентября и октября этого года", — сообщили в компании. Также там добавили, что в условиях текущего ландшафта петербуржцы активно приобретают бренды начального и среднего ценового уровня, в том числе новые. За последний месяц в продажах смартфонов усилили позиции китайские бренды.
В "Ситилинке" тоже видят тренд на выбор более бюджетных моделей — например, среди смартфонов петербуржцы в этом году чаще всего покупают устройства стоимостью до 15 тыс. рублей.

Тревожный звоночек

Снижение оборотов непродовольственной розницы говорит о проявлении в статистике целого ряда негативных для экономики тенденций, отмечают эксперты. В частности, в традиционных нишах снижалось предложение как в валовом выражении, так и в ассортименте, обращает внимание доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт–Петербург Дмитрий Десятниченко.
"Товары и бренды–заменители не успевали компенсировать эти просадки. Соответственно, цены часто росли. Также ситуация оказала влияние на спрос. Снижение реальных доходов и общая высокая инфляции в стране вынуждали многих более взвешенно и ответственно подходить к покупкам. Логичным вынужденным приоритетом стал продуктовый сегмент. Его рост в основном связан с ценовым, а не количественным фактором. В остальных же сегментах многие перешли в режим более экономичного потребления, что и зафиксировала статистика", — подчёркивает эксперт. По его мнению, спрос продолжит снижаться на товары с улучшенными, но не премиальными характеристиками. Такие товары просто не будут завозить в прежних количествах в новых поставках.
Нестабильность отмечается также и на финансовом рынке. В целом наблюдается много факторов, формирующих ряд негативных ожиданий. Что в свою очередь формирует волну настроений потребительского пессимизма, а это усиливает негативные тенденции для экономики в краткосрочной перспективе.
"Фактором дестимулирования спроса на конечные товары и услуги является рост доходности вложений на финансовых рынках, прежде всего рост ставок по депозитам. Многие предпочитают делать свой выбор в пользу сохранения и накопления финансовых активов. Что, с одной стороны, повышает уверенность в завтрашнем дне, а с другой — даёт шансы на покупку привычных товаров или товаров–заменителей позже (например, автомобилей) по более адекватным и рыночным, а не конъюнктурным спекулятивным ценам, — отмечает Дмитрий Десятниченко. — Подтверждением сберегательной модели поведения многих граждан на рынке также является высокий спрос в последние годы на недвижимость, которая приобреталась как защитный актив".
Снижение оборотов непродовольственной розницы косвенно подтверждает общую негативную ситуацию в экономике, однако о существенных проблемах пока я бы говорить не стала. Падение продаж вызвано главным образом логистическими проблемами и уходом с рынка иностранных компаний. Рост логистической составляющей привёл к росту цен, а некоторые бренды стали просто недоступны покупателям. На мой взгляд, сейчас идёт перестройка ассортимента, переходный период в логистике и ассортиментной стратегии ретейлеров. Выросла неуверенность покупателей в завтрашнем дне, люди не строят долгосрочных планов и неохотно берут кредиты. А значительная доля продаж дорогих непродовольственных товаров — это покупки в кредит. Банки, со своей стороны, ужесточили требования к заёмщикам. Сейчас к характерным для кризиса паттернам поведения покупателей, которые и так известны, прибавились новые: сокращение ассортимента и отсутствие привычных брендов. Подобный процесс наблюдался в 2014–2015 годах после введения продовольственного эмбарго. В 2009–2010 годах также наблюдалось снижение продаж непродовольственных товаров. Это коснулось легковых автомобилей, ювелирных украшений, косметики и других товарных категорий.
Анна Синявcкая
Партнёр агентства M. A. Research
Оборот интернет–торговли в России с января по сентябрь вырос почти в 1,5 раза год к году и составил 3,5 трлн рублей. По итогам ноября 2022 года маркетплейсы Wildberries и Ozon впервые опередили по продажам в России китайскую площадку AliExpress. Произошедшее вполне логично и определяется целым рядом объективных причин. Первым взрывным драйвером для роста e–commerce стали локдауны пандемии, затем пришёл черёд событий 2022 года. На фоне многочисленных факторов, включая снижение объёмов трансграничной торговли, уход из страны брендов, ориентировавшихся преимущественно на офлайн–торговлю (IKEA, H&M, ZARA и т. д.), ухудшение логистики, отечественные лидеры развиваются стремительно. Ещё одним фактором, способствующим росту онлайн–продаж, стало улучшение сервиса и рост доверия к маркетплейсам, консолидирующим значительный сегмент интернет–торговли. Так, по данным исследования Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, 80% респондентов считают, что взаимодействие с интернет–магазином не вызывает трудностей, и лишь 6,6% не доверяют информации о товаре в интернете, предпочитая искать и покупать товары исключительно в офлайн–магазинах.
Юлия Леевик
Доцент департамента финансов НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург
На оборот розницы влияет поведение покупателей и продавцов. Покупательная способность и активность россиян находятся под давлением высокой инфляции, сокращения реальных доходов, а также фактора геополитики, влияющего на уверенность и горизонт планирования покупателей. Экономия на продовольствии, по причине его ежедневной необходимости, выражена менее ярко, чем на товарах вторичной необходимости. Уход зарубежных игроков сократил ассортимент ряда товаров.
Анна Буйлакова
Аналитик ФГ "Финам"
В этом году наблюдалось снижение спроса на товары европейских брендов, которые ушли или частично ушли с рынка, — это категории инструмента, пылесосы, станки. Также наблюдается некоторое снижение спроса на стройматериалы и крепёж в b2b–сегменте, в первую очередь из–за сокращения закупок среди строительных компаний. Мы видим переток спроса в более дешёвый сегмент товаров, но в большей части это обусловлено дефицитом дорогого европейского товара. При этом при появлении на полках дорогого европейского бренда его сразу раскупают. Мы ожидаем стагнацию рынка DIY в оборотах к 2021 году.
Иван Куприянов
Заместитель коммерческого директора по закупкам онлайн–гипермаркета "ВсеИнструменты.ру"