Продажи шуб в Петербурге упали из-за роста цен и дефицита сырья

Автор фото: Валентин Беликов

Производители шуб остались без импортного сырья, а продажи изделий из меха снижаются. Петербуржцы отдают предпочтение искусственным материалам.

Компании по производству шуб и других изделий из меха лишились значительной доли сырья. Предложение сильно уменьшилось ещё в разгар пандемии коронавируса, после ликвидации датских зверохозяйств. Дефицит сырья спровоцировал скачок цен на аукционах в 2021 году — от 50 до 100%.

Под давлением обстоятельств

Основными поставщиками меха для изготовления шуб у российских компаний традиционно были Дания, Финляндия, Канада и США. Недопоставки из Европы и Америки сразу же оказали негативное влияние на объёмы производства. Конечно, сырьё шло и продолжает поступать также из Китая. Но оно, по словам участников рынка, обладает более низкими качественными характеристиками. Греция же в основном специализировалась на поставках готовых изделий.
По данным Россельхознадзора, в 2020 году импорт шкур пушных зверей сократился по сравнению с 2019–м на 260%. В 2021–м — на 15% по сравнению с 2020–м.
"Поставки меха с иностранных аукционов сократились. Из Копенгагена они идут только через Турцию, что добавляет сложностей и приводит к денежным накруткам минимум 25%. Такая же история с аукционом Хельсинки, откуда везут скандинавскую норку, мех высокопородной лисы", — описывает текущую ситуацию руководитель модного дома ZIMA Елена Видонова.
Торговые сети отреагировали на всё это сокращением магазинов изделий из меха. Как ранее сообщал РБК, ретейлер "Снежная королева" сократил количество магазинов, где представлены шубы из меха норки. Председатель совета директоров компании Вугар Исаев рассказал "ДП", что в результате сформировавшегося по итогам 2020 года дефицита 2021–й показал рост аукционных цен на сырьё, это повлияло на себестоимость готовых изделий. "Важнейшим фактором оказалось колебание курсов валют, которое повлияло на аукционные цены в начале года. Не стоит забывать и о возросшей логистической нагрузке. Все издержки традиционно легли на продавцов, и маржинальность резко снизилась", — указывает он.
Людмила Пушкарёва, профессор кафедры безопасности РАНХиГС Санкт–Петербург, подчёркивает, что цены на сырьё и шубы выросли также под влиянием снижения конкуренции, увеличения процентов по банковским кредитам и экономических рисков производителей и продавцов. "Тенденция роста стоимости шуб и меховых изделий проявилась после объявления четвёртого пакета санкций против России", — говорит она.
Похожая ситуация сложилась и с искусственным мехом. По словам основательницы компании по производству экошуб ANSE Марии Кошкиной, предложение на рынке сократилось. Несколько игроков были вынуждены покинуть рынок, потому что не выпустили новые коллекции. "Весной наблюдался подъём цен на все комплектующие: от крючков и фурнитуры до самого экомеха и утеплителя. Пришлось поднять цены на 10% на некоторые шубы из каталога. Боюсь, что в дальнейшем придётся поднять ещё", — рассказала она.

Местный зверь выручит?

Эксперты констатируют, что рынок сегодня находится на этапе перестройки. При этом Елена Видонова видит в сложившейся ситуации и положительную тенденцию — возвращение к закупкам сырья у местных зверохозяйств. "В последние несколько лет они закрывались в Ленобласти, Карелии и других регионах. Отчасти это происходило в связи с веяниями моды и отказом от натурального меха, которому начали следовать некоторые бренды по всему миру. Сейчас интерес к нему возвращается. Зверохозяйства, которые сохранили племенное стадо, оказались в выигрыше. Если в прошлом году они сами звонили и предлагали мех со скидками, то в этом им звонят производители. На сырьё образуются очереди", — поделилась она.
Вугар Исаев тоже обращает внимание на рост доли отечественного сырья. Пандемия существенно не повлияла на местные зверофермы. "Из–за кризиса в европейской меховой индустрии российские хозяйства смогли оперативно сориентироваться и найти ресурс для роста и развития", — говорит он.
По словам участников рынка, производимое отечественными зверофермами сырьё не уступает в качестве импортному. Людмила Пушкарёва добавляет, что дефицита шкур на рынке в настоящий момент не наблюдается, так как выбывших поставщиков заменили компании из Китая, Белоруссии и России.

Вопрос экономии

Несмотря на всё вышесказанное, ретейлеры не ожидают ажиотажного спроса на шубы из натурального меха. Высокие цены всё чаще заставляют людей отказываться от покупки предметов роскоши. По мнению Людмилы Пушкарёвой, маловероятно, что спрос на шубы и меховые изделия в сезоне–2022/23 вырастет в силу экономической неопределённости семей, которые стали отдавать предпочтение более экономичной одежде из экомеха и другим синтетическим, но тёплым изделиям.
Судя по отчётам маркетплейсов, искусственные шубы в Петербурге действительно покупают чаще. В Wildberries рассказали, что с 1 по 11 декабря их заказали на 115% больше, чем годом ранее.
"В этом сезоне у петербурженок вырос интерес к искусственному меху кролика, который имеет схожие тактильные свойства и внешний вид с натуральным", — поделились в пресс–службе Ozon. Среди изделий из натурального меха жительницы Северной столицы отдают предпочтение шубам свободного кроя из мутона.
На "Авито" пользователи ищут как б / у, так и новые вещи. Сейчас на платформе в разделе "Одежда, обувь, аксессуары" представлено более 41 тыс. предложений о продаже шуб в Санкт–Петербурге. В компании рассказали, что в первые дни декабря шубы на платформе покупали на 21% чаще, чем в прошлом году. Средняя цена при этом снизилась на 16% по сравнению с прошлым годом и составила 15 180 рублей. Шубу с поясом из меха лисы можно приобрести в Петербурге за 32 тыс. рублей. Норковая шуба в хорошем состоянии обойдётся покупателям в 20 тыс. рублей, а новая шуба с капюшоном продаётся за 65 тыс. рублей. Цена экошубы из овечьей шерсти составляет 4900 рублей.
В целом по России продажи шуб в принципе падают в последние годы. По данным системы маркировки "Честный знак", в 2021 году россияне потратили на их покупку около 40 млрд рублей. Всего за прошлый год купили около 624,8 тыс. шуб, что на 0,5% меньше, чем годом ранее (тогда было продано 628,3 тыс. шуб). В сравнении с 2019 годом, когда было продано более 1 млн единиц меховых товаров, объём продаж снизился более чем на 40%. Средние цены на изделия этой зимой выросли на 6% относительно прошлого года.