Росстандарт утвердил ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколёс

Автор фото: Михаил Тихонов
Женщина сидит на опоре фудтрака рядом с электросамокатами
В России утвердили ГОСТ для российских и иностранных производителей электронных средств индивидуальной мобильности (ЭСИМ).
Об этом 13 декабря со ссылкой на Росстандарт сообщают "Известия". Как уточнили представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ГОСТ Р 70514-2022 начнёт действовать с 1 февраля 2023 года.
"Документ вводит требования на ограничение максимальной скорости в 25 км/ч с возможностью определения местоположения ЭСИМ, что позволит существенно повысить безопасность граждан. Стандарт гармонизирован с международным стандартом EN 17128-2020", — уточнил заместитель главы Минпромторга Альберт Каримов.
Помимо вышеуказанных характеристик в ГОСТ прописано, что электросамокаты должны автоматически замедляться в парках, а установленные в ЭСИМ аккумуляторы следует проектировать таким образом, чтобы исключить риск механического повреждения или возгорания.
Большинство экспертов согласились, что подобные правила позволят сделать такой транспорт более безопасным как для пользователей, так и для пешеходов, даже если требования документа не будут обязательными. В пресс-службе Министерства внутренних дел (МВД) напомнили, что начиная с 1 марта 2023 года людей, управляющих ЭСИМ, будут контролировать наравне с другими участниками дорожного движения.
Так, штрафы за превышение скорости составят 800 рублей, а за поездки в состоянии алкогольного опьянения придётся заплатить до 1,5 тыс. рублей. То же самое касается россиян на гироскутерах, электросамокатах или моноколёсах, которые помешают дорожному движению или собьют пешехода.
При этом вышеуказанные правила будут применяться только для ЭСИМ с мощностью двигателя менее 250 Вт. В противном случае такие средства передвижения следует приравнивать к мопедам или мотоциклам, для управления которыми уже нужны водительские права, уточнили в МВД. Учитывая, что только за первую половину 2022 года число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности на электротяге в России выросло на 174% к аппг, подобные законодательные изменения сложно назвать неактуальными.
Представители сервиса кикшеринга Urent согласились, что несмотря на рекомендательный характер, новый ГОСТ может стать первой ступенью формированию обязательного технического межгосударственного регламента. О том, что в дальнейшем соответствие документу будет своеобразным знаком качества, говорит и заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев.
Руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов в свою очередь отмечает, что установка установка GSM/GPS-устройств автоматического снижения скорости с SIM-картой для отслеживания ЭСИМ увеличит их стоимость.
Для законодателей сложность заключается в необходимости обозначить участки, где электросамокаты и другие виды индивидуального электронного транспорта должны автоматически снижать скорость. Между тем в пресс-службах крупнейших кикшеринговых сервисов — "Яндекс Go", Urent и Whoosh — заявили, что их электросамокаты уже соответствуют требованиям принятого ГОСТа.