Финляндия и Эстония отрезали себя от поставок российского угля

Автор фото: Сергей Коньков

Эстония почти полностью прекратила импорт угля, а рынок Финляндии успешно осваивают США.

Эмбарго Европейского союза в отношении российского угля, вступившее в силу 10 августа, почти полностью лишило Эстонию угольных поставок. Это следует из данных о внешней торговле страны за октябрь, опубликованных Статистическим управлением Эстонии 9 декабря.
Потребности Эстонии в угле относительно других государств невысоки — Еврокомиссия ещё в 2021 году называла экономику страны свободной от угля. За весь прошлый год Эстония закупила всего 5,26 тыс. тонн угля. Соседняя Латвия за тот же период импортировала его в 7,1 раза больше — 37,5 тыс. тонн, а Литва — в 56,4 раза больше, почти 297 тыс. Однако на 84,7% прошлогодний угольный импорт Эстонии обеспечивала Россия, а остальное восполнялось как раз поставками из других стран Прибалтики. За первые 10 месяцев этого года почти 100% потребностей Эстонии в угле покрывало российское топливо.
В августе отгрузки угля из РФ в Эстонию составили 183,9 тонны, что в 2,38 раза больше, чем в августе 2021 года. В сентябре вместе с исчезновением российских поставок практически обнулился импорт угля в целом. За сентябрь–октябрь Таллин закупил менее 4 тонн угля, хотя за те же 2 месяца 2021 года импорт составил 695,5 тонны. Теперь сырьё покупается у казахстанских компаний, но доставка всё равно осуществляется через Россию.
Чтобы оценить последствия потери поставок угля, важно учитывать, кто именно являлся его потребителем, замечает заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
"Достаточно сложно заменить уголь, например, в металлургическом производстве. В отдельных котельных в качестве резервного топлива часто может применяться мазут. Но если уголь используется на электростанциях или на котлоагрегатах крупных котельных, то, на мой взгляд, никакой проблемы у Эстонии возникнуть не должно, так как на этот случай имеются резервные мощности", — рассуждает эксперт.
При этом он замечает, что потенциальные сложности в любом случае компенсируются поставками из других стран, а если они не нашлись, значит, это сейчас экономически невыгодно в принципе.
Вторая граничащая с Ленинградской областью страна — Финляндия — с сентября также, соблюдая санкции, полностью отказалась от российского угля. Ещё в августе этого года, судя по данным финской таможни, поставки снизились до минимума и составили 5,8 тыс. тонн — в 13,3 раза меньше, чем в том же месяце 2021 года.
За весь прошлый год Хельсинки импортировали 2,1 млн тонн угля — половину от этого значения обеспечили российские поставки. В 2022 году закупки твёрдого топлива Финляндией выросли — только за период с января по сентябрь импорт уже достиг 2,2 млн тонн. Доля отечественного сырья при этом снизилась до 26,7% — 588 тыс. тонн.
Открывшийся рынок Суоми между собой успешно делят ведущие мировые игроки. Из 323 тыс. тонн угля, закупленных Финляндией в сентябре, 143 тыс. (44,3%) поставили США, 50,6 тыс. (15,6%) — Австралия, ещё 39,6 тыс. (12,2%) — ЮАР. Сергей Кондратьев отмечает, что логистические издержки при доставке угля с американского континента оказываются выше, чем при закупках из России, но финские потребители, скорее всего, с этим справятся.
К тому же, по мнению эксперта, следует учитывать конъюнктуру мирового рынка угля.
"В этом году ситуация по части цен на нём была очень волатильная, они могли за 1–2 месяца изменяться на $50–100 за тонну. Сейчас конъюнктура достаточно благоприятная для потребителей, потому что КНР сокращает импорт угля и многие поставщики, искавшие себя на рынке Китая, готовы рассматривать альтернативных покупателей", — говорит Сергей Кондратьев.