Язык родных витрин: Эрмитаж ищет выходы на новую аудиторию

Автор фото: ТАСС

Не имея возможности устраивать зарубежные выставки в Европе, Эрмитаж налаживает связи с азиатскими и арабскими странами, а также расширяет присутствие в российских регионах.

В среду, 7 декабря, отмечался День Эрмитажа. В этот день в 1764 году императрица Екатерина II основала собрание произведений искусства, которое положило начало коллекции. Государственный Эрмитаж на сегодняшний день входит в топ–10 самых посещаемых художественных музеев мира. В 2019 году он занял восьмое место рейтинга, тогда его посетили 4,9 млн человек. Во время пандемии, в 2021 году, число посетителей снизилось до 1,6 млн человек, но место в рейтинге выросло до шестого. В 2022 году музей столкнулся с новым вызовом — мораторием на зарубежные выставки и критическими сложностями при транспортировке предметов искусства.

Азия ждёт

3 марта 2022 года министерство культуры России приостановило временную выдачу и временный вывоз музейных предметов с территории страны. Все подведомственные музеи получили соответствующее письмо. Планируется, что временный вывоз экспонатов и выставок возобновится в 2023 году. Но касаться это будет только дружественных стран. Пока же связь с иностранными посетителями поддерживается с помощью современных технологий.
Отмену моратория в главном музее страны не просто ждут, но и деятельно к ней готовятся. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал, что предполагается реализовать несколько совместных проектов со странами Азии. "При нынешней геополитической ситуации в Европе наше выставочное присутствие заморожено. Мы готовимся ко времени, когда станет спокойнее, к большой деятельности и выставочным обменам с Китаем, когда он прекратит карантины, — у нас есть несколько проектов. У нас есть переговоры с Малайзией, есть предварительные планы с Японией. Всё зависит от политики. У нас большие планы музейного общения с арабскими странами", — заявил Пиотровский (цитата по ТАСС).
Некоторые проекты уже реализуются. По словам директора музея, в середине ноября в Омане завершилась большая выставка экспонатов Эрмитажа. Она работала в Маскате в течение года. Одновременно закрывается уголок Султаната Оман в Эрмитаже. Выставки сменят в обоих городах.
В 2023 году Михаил Пиотровский также планирует наладить культурные связи с Белоруссией. В следующем декабре там могут пройти Дни Эрмитажа.

Мораторий на Европу

Возвращать свои выставки в Европу Эрмитаж пока не планирует как минимум до следующего лета. Стоит заметить, что и в этом году выставочная деятельность не остановилась одномоментно. Весной и в начале лета музей принимал участие в восьми зарубежных выставках: в Амстердаме, Гамбурге, Париже, Брюсселе, Лондоне, Милане и Риме. Несмотря на политическую обстановку, Минкультуры России и Эрмитаж не стали срывать выставки и экстренно возвращать предметы искусства в Петербург. В июне все 700 экспонатов вернулись в штатном режиме.
Единственная выставка, которую пришлось закрыть досрочно, проходила в Амстердаме. Закрытие стало совместным решением дирекции Эрмитажа и центра "Эрмитаж Амстердам". "Причиной стало беспрецедентное общественное и политическое давление, создавшее моральную и физическую угрозу как экспонатам, так и сотрудникам центра", — сообщается на сайте Эрмитажа. Выставку "Русский авангард. Революция в искусстве" открыли 29 января 2022 года. В Петербург она вынужденно вернулась уже 15 марта.
Другие экспозиции завершились в срок. Некоторые предметы искусства провели в Европе более полугода. Например, выставка "Новое искусство из коллекции братьев Морозовых" проходила в парижском здании Фонда Louis Vuitton с 22 сентября 2021 года по 3 апреля 2022 года. Экспонаты представили не только Эрмитаж, но и ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковская галерея и Русский музей. В экспозицию вошли картины французских и российских живописцев, написанные в конце XIX — начале XX века. Несмотря на ковидные ограничения, выставку посетили 1,3 млн человек.
Как отметил Михаил Пиотровский, культурные и выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений. Однако после возвращения всех эрмитажных экспонатов в Петербург музей ввёл годовой мораторий на выставки в Европе и США. Решение связано с рисками из–за санкций в отношении России и запретом на вывоз предметов искусства из страны. Такое уже было в 1990–е годы, когда Эрмитаж ввёл мораторий и на выставки в России.

Путешествие по России

Сейчас в музее доступны только экспозиции из собственной коллекции. Информация о каких–либо иностранных выставках на сайте Эрмитажа отсутствует.
Пресс–служба Государственного Эрмитажа не смогла оперативно предоставить комментарий по запросу "ДП" о том, выставляются ли в музее экспонаты из–за рубежа. Однако представители музея отметили, что сейчас идёт реформирование выставочного процесса.
Тем временем экспонаты Эрмитажа традиционно представлены в других российских музеях. По словам Михаила Пиотровского, в этом году расширился список городов, где проводятся Дни Эрмитажа. В этом году они проходят в 12 городах, в которых есть центры — спутники Эрмитажа или рассматривается вопрос их создания. В 2022 году выставки Эрмитажа проводились в Казани, Омске, Выборге и Екатеринбурге, Владивостоке, Иркутске, Владикавказе, Грозном, Калуге, Находке, Нальчике, Калининграде, Оренбурге и Якутске.
"Дни Эрмитажа — это, в частности, проверка на то, можно ли и нужно ли делать спутник Эрмитажа. Проверка очень жёсткая, она включает финансирование, готовность власти и так далее", — заметил Пиотровский.
Уже сейчас идёт подготовка центров "Эрмитаж — Кавказ" в Нальчике и "Эрмитаж — Евразия" в Оренбурге. В Калуге строят здание, которое в будущем может стать центром "Эрмитаж — Калуга".

Изоляция с пользой

Культура всегда служила связующим звеном между целыми странами и отдельными институциями, считает искусствовед и преподаватель–исследователь Анастасия Коновалова. Сейчас подобные связи сохраняются в том числе благодаря виртуальной среде.
"Любая политическая изоляция отражается на культуре таким образом, что начинают развиваться внутренние культурные связи. Так как наша страна большая, нам было бы прекрасно развивать связи между городами и областями. Это огромное преимущество и огромный бонус, чтобы россияне познавали искусство своей же страны. Тех регионов, о которых они даже, может быть, мало слышали и мало знают. Таким образом, наша внутренняя культура будет взаимно обогащаться", — считает искусствовед.
Однако без взаимодействия с европейской и общемировой культурой плодотворное развитие изолированной области также невозможно. По словам Анастасии Коноваловой, так можно потерять культурную часть Запада. Как это скажется на российской культуре — покажет время.