Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Северный форум в условиях неустойчивости
В Якутске прошёл IV Северный форум по устойчивому развитию — крупная по региональным меркам конференция, ежегодно организуемая с 2019 года под эгидой правительства Якутии. Основной темой этого года стало развитие традиционных и альтернативных видов энергетики в Арктике. Но активно обсуждалось и многое другое — кадровые перспективы АЗРФ, инфраструктура, связь, промышленность, туризм, новые заполярные проекты, научное сотрудничество.
Многого от СФУР-2022 объективно не ожидалось: не та конъюнктура. Несмотря на то, что форум был включён в план мероприятий председательства РФ в Арктическом совете, в этом году СФУР остался преимущественно внутрироссийской историей — сказались санкции и нежелание "перворанговых" участников из Арктики контактировать с Россией. Однако сам факт его проведения — хороший знак. Образно выражаясь, арктические регионы нашей страны "встают на ноги", их голос слышен всё громче в России и за рубежом. И Северный форум-2022 хорошо вписывается в эту тенденцию.
Петербург и Мурманск приняли "Арктический вызов"
Новые этапы масштабного проекта по поиску кадров для Заполярья "Арктический вызов" прошли в Санкт-Петербурге и Мурманске. Открытый конкурс, о старте которого было объявлено этим летом на ПМЭФ-2022, совместно проводят Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и Агентство стратегических инициатив.
Сверхзадача "Арктического вызова" заключается в том, чтобы привлечь специалистов с "большой земли" на ответственные позиции в структурах власти и корпоративном секторе Заполярья. Конкурсанты, прошедшие дистанционный, а далее и очный отбор, смогут получить прямой выход на государственных и корпоративных работодателей АЗРФ — а также помощь в переезде на Север и расширенный "арктический" соцпакет.
Для каждого города организаторы определили программу и темы, над которыми работали участники в рамках очного отборочного этапа. Для Северной столицы были выбраны добывающая и перерабатывающая промышленность, экономика и управление, развитие Севморпути, образование и педагогика, медицина, туризм и спорт, энергетика, строительство и эксплуатация зданий.
Арктические аэропорты: объёмы растут
Росавиация поделилась статистикой по арктическим пассажирским авиаперевозкам. За десять месяцев 2022 года услугами воздушных гаваней Заполярья воспользовались около 3,5 млн пассажиров. Это почти на треть больше, чем в течение допандемийного 2019 года — тогда аэропорты АЗРФ пропустили через себя 2,7 млн человек.
Рост стал возможным благодаря двум встречным трендам. С одной стороны, идёт интенсивное развитие Заполярья, объективно стимулирующее увеличение пассажиропотока. С другой стороны, продвигается масштабная работа по реновации аэропортов, взлетно-посадочных полос и площадок в северных регионах, финансируемая из бюджета либо через механизмы ГЧП.
Следует отметить, что за полярным кругом авиация играет исключительно важную роль — подчас это единственный вид транспорта, доступный в данной конкретной местности. Именно поэтому поступательное развитие воздушных коммуникаций (как дальнемагистральных, так и местных) является ключом к освоению Арктики.
Правительство даст денег на "социалку"
Более 2,6 миллиарда рублей будут выделены в текущем году из федерального бюджета четырём регионам Арктической зоны — Республике Коми, Чукотскому автономному округу, Архангельской и Мурманской областям. Финансы будут направлены на строительство и модернизацию инфраструктурных объектов.
В приоритете — сооружение и оснащение медицинских учреждений, развитие аэропортов, наземного транспорта и дорожной сети, ремонт школ и учреждений культуры. "Бенефициарами" правительственного решения станут как крупные по арктическим меркам города — Мурманск, Архангельск, Воркута, — так и небольшие населённые пункты — Колва и Усть-Цильма, что в Коми, поморские Мезень и Онега, чукотский Тавайваам. Акцент сделан на относительно небольших, но важных проектах: Кольское Заполярье получит два жилых дома для работников соцсферы, Чукотка — модульный фельдшерско-акушерский пункт, Поморье — медоборудование для областной детской клинической больницы, Коми — оборудование для аэродромов и новые автобусы.
Ямал: своя икра
Собский рыбоводный завод, работающий на Ямале, заготовит до конца текущего года не менее 30 млн штук икры рыбы муксун. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году — тогда было получено 16 млн штук. Молодь сиговых, выращенная из икры, подготовленной ямальскими рыбоводами, пополнит запасы Обь-Иртышского бассейна.
Муксун — ценная рыба семейства лососевых — оказался на грани исчезновения в ЯНАО к началу 2010-х годов, что вынудило власти внести его в Красную книгу и ввести запрет на его вылов акваториях Ямала, а также Томской области и Югры. Для восстановления популяции был основан Собский завод, который на сегодня является единственным предприятием аквакультуры Заполярья, занимающимся воспроизводством данного вида.
Как видим, позитивная динамика налицо. Ожидается, что в перспективе десятилетия популяция муксуна восстановится, и эта вкусная и полезная рыба вновь станет элементом рациона миллионов россиян.