Закрытые границы дали мощный импульс кинофестивалям в России

Автор фото: kinopoisk.ru

В прокат попадает далеко не всё, что снимается. Понять, какие вопросы волнуют киносообщество, проще на фестивалях.

В Петербурге 1 декабря открылся седьмой фестиваль "Альтернативная территория кино" (АТК–ФЕСТ). Событие ежегодное и проходит в онлайн–формате. Как говорят сами организаторы: "Это площадка, которая даёт возможность независимым авторам показать своё творчество, найти своего зрителя и получить оценку компетентного жюри". Фестиваль продлится до 20 декабря.

От малого к большому

Ежегодно по всему миру проходят десятки кинофестивалей, на которых проводятся конкурсы короткометражных фильмов, снятых дебютантами или кинематографистами, что ходят "в молодых". Польза от таких смотров в долгосрочной перспективе многократная: это и формирование новых связей, и создание микросообществ, и обмен опытом, и взаимодействие с профессиональной аудиторией. Для начинающих кинематографистов — режиссёров, операторов, сценаристов и т. д. — фестивали такого рода становятся отличной возможностью продемонстрировать свои киноидеи миру, пусть и ограниченному местом, где проходит событие. Многие ныне весьма именитые авторы начинали как раз с короткометражек, в том числе и по финансовым причинам — бюджет такого фильма ощутимо меньше. А заодно удаётся попрактиковаться в разных жанрах, чёткости визуальных формулировок, поработать с различными киноприёмами и начать формировать собственный киноязык. С короткого метра начинали Стивен Спилберг и Вим Вендерс, Лариса Шепитько и Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо и Жан–Люк Годар, Алехандро Иньярриту и Гильермо дель Торо. Столь вдохновляющие примеры способны послужить импульсом для собственных эстетических подвигов.
Один из старейших и самых уважаемых фестивалей короткометражного кино проходит в Оберхаузене с 1954 года. На нём есть несколько конкурсов — международный, конкурс немецких киноработ, международный конкурс детских и юношеских фильмов. Впоследствии здесь появились ещё и масштабные тематические программы: например, в 2014–м прошли показы под названием "Воспоминания не могут ждать. Фильм без плёнки", а в 2015–м — "Третий образ. 3D–кино как эксперимент". Почти за 70 лет существования здесь накопился и внушительный киноархив.
Фестивальный кинобум пришёлся на конец 1970–х и 1980–е — в этот период по всему миру возникали киносмотры короткометражных фильмов, вскоре завоевавшие признание и авторитет в профессиональной среде. Так, в 1980 году в Южной Корее появился Корейский фестиваль короткометражного кино, который в течение первых трёх десятков лет показывал фильмы только локальных авторов. Но в 2010–м программа стала международной. Ещё одно престижное кинособытие с 1982 года проходит в небольшом французском городке Клермон–Ферран. В 1989–м фестиваль получил международный статус и считается крупнейшим рынком короткометражного кино. В этом же ряду стоит назвать фестивали, проходящие в Тампере, Гамбурге, Лиссабоне, Винтертуре.
Российская фестивальная система отчасти наследовала советской (Московский международный кинофестиваль, Всесоюзный кинофестиваль), но в большей степени формировалась с нуля. Сегодня в России ежегодно проходит несколько десятков киносмотров, ядром программы которых или основной специализацией является короткометражное кино. Среди них и фестиваль "Альтернативная территория кино" (АТК–ФЕСТ), возникший благодаря усилиям продюсера и актёра Александра Тютрюмова.

Пространство свободы

Уже в названии фестиваля — "Альтернативная территория кино" — содержится вполне конкретный посыл: следует настроиться на вероятные эксперименты как на уровне киноязыка, так и на уровне сюжета, героев, тем. Если обратиться к списку фильмов–победителей даже последних 2 лет, легко заметить разнообразие высказываний и того, что по–настоящему волнует авторов.
Выпускница мастерской Авдотьи Смирновой и Анны Пармас сценаристка и режиссёр Мария Шульгина ("Почка", "Страна Саша", "Я любила мужа") представила на конкурс–2020 короткометражку "Спасибо" — историю про искушение и выбор, через которые проходит "маленький" человек — работник фастфуда Виталик.
Андрей Носков ("Сыгранному верить!") и Алина Кикеля ("Немедийный") рассказывают хорошо знакомые им истории — об актёрах, закулисье и внутренних муках своих героев, пытающихся осмыслить прошлое в изменившемся настоящем.
Современная реальность интересует и других авторов: в "Закрытых дверях" Семён Рябуха рассказывает историю вора–домушника, надеявшегося на лёгкую добычу (АТК–2021), Тимур Дубро сочинил сюжет о братьях, внешне схожих как две капли воды, совершенно разных по мировоззрению и образу жизни, но вынужденных снова начать общаться по причине полученного наследства ("Поединок", 2021), а Анжелина Карелина придумала и сняла трагикомический рассказ "Спасти котика" (2021) — о встрече актрисы и продюсера, проходящей за закрытыми дверями.
Один из немногих режиссёров, обратившихся к теме исторических событий, — Дмитрий Каргаполов, снявший по рассказу Василя Быкова чёрно–белую короткометражку "Свояки". В центре рассказа — живущие в белорусской деревне мать и сын–подросток, собирающийся уйти к партизанам.
Короткометражное кино действительно всё больше становится той самой необходимой альтернативной территорией, где у авторов больше внутренней и творческой свободы и меньше сдерживающих факторов, нередко не позволяющих говорить открыто тем, кто снимает большое кино.
"Думаю, что в России фестивальное движение будет развиваться ещё сильнее. Сейчас стало сложнее выехать за границу, и логично, что внутри страны оно получит новый импульс, — комментирует президент фестиваля “Альтернативная территория кино” Александр Тютрюмов. — К слову, не все кинофестивали финансируются министерством культуры, а только, если точно помню, 160. Нередко это случается на благотворительных началах или при помощи партнёров. Наш фестиваль, например, проходит без господдержки. А фестивальное движение тем и хорошо, что оно даёт возможность зрителям увидеть самые разные кинокартины, которые из–за сложностей в прокате просто недоступны".