Смена вех: как уход иностранных брендов трансформирует рынок бытовой техники

Автор фото: Коньков Сергей

Решение Bosch, LG, Samsung, Electrolux и других брендов прекратить работу в России кардинально изменило отечественный рынок бытовой техники. О том, какова ситуация в этом секторе ретейла, "ДП" рассказали в "Марвел-Дистрибуции".

Заявления иностранных компаний об уходе из РФ спровоцировали резкий спрос на их товары, аномально высокие продажи крупной бытовой техники стремительно опустошили складские запасы. Наступивший затем спад не остановил даже параллельный импорт, заработавший в III квартале. Поставки из Турции и ОАЭ для перепродажи в России так и не насытили рынок нужным объёмом продукции. В этих условиях опустевшие прилавки начали занимать отечественные и азиатские бренды.

Китай выходит в лидеры продаж

Китайский поставщик Haier укрепил лидирующие позиции в сегменте холодильников и стиральных машин, где ранее ему составляли конкуренцию LG, Indesit и Samsung. Опыт глубокой интеграции с премиальным брендом Liebherr помог компании из КНР развить производство на базе немецких технологий и завоевать значительную долю рынка.
За девять месяцев этого года продажи холодильников Haier выросли на 43% в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. Также существенно прибавили турецкий Beko (+25%) и белорусский Atlant (+21%).В сегменте стиральных машин китайский бренд нарастил продажи в деньгах на 83%, Beko —75%, Candy — 44%.
По итогам сентября на Haier приходилось уже 23,5% рынка холодильников и 24,9% рынка "стиралок".
Помимо этого компания вместе с соотечественниками из Xiaomi стала новым флагманом в категории ТВ. Доли прежних лидеров Samsung и LG в штуках снизились с 30–35% до 5–7%.
Уход западных вендоров почти не повлиял на сегмент малой бытовой техники, поскольку китайские Xiaomi, Deerma, Dreame, Roborock и другие бренды уже давно потеснили конкурентов. Их соперниками остаются международный Tefal и российские Polaris, Bork, Redmond. С января по сентябрь продажи продукции этой категории выросли на 5% и составили 156,7 млрд рублей.
Пока не нашлась замена встраиваемой технике от ушедших Bosch и Electrolux. Покупатели ценили их за комплексные решения и наличие полноценных линеек в разных ценовых категориях, что позволяло спланировать кухню в едином стиле.
"Сейчас предложение в этом смысле дискретно: одни производители делают духовки, другие — поверхности, третьи — вытяжки. После ухода лидеров лучше других во "встройке" себя проявили Gorenje — словенский бренд, принадлежащий китайской компании Hisense, и Candy — итальянский бренд, принадлежащий Haier. Выросли продажи у белорусского производителя газовых плит Gefest", — констатирует директор департамента бытовой техники "Марвел-Дистрибуции" Дмитрий Левин.

Восточные тонкости

Как оказалось, сложнее всего заменить продукцией азиатских компаний кухонную технику, причиной тому различия в кулинарных традициях. Так, в Китае порядка 90% варочных поверхностей выпускаются в варианте с двумя конфорками, в то время как российские дистрибьюторы стремятся поставлять более привычные нам четырёхконфорочные плиты.
Свои тонкости имеются и относительно габаритов. В РФ популярны холодильники шириной в 60 см и с морозильной камерой внизу, в Азии предпочтительны ширина 70 см и морозилка, расположенная сверху. Россияне предпочитают узкие стиральные машины глубиной в 45 см, в то время как азиатскому потребителю ближе полноразмерные модели с 60 см глубины.
Как отмечает господин Левин, зарубежные производители проявляют осторожность при выходе на российский рынок с нестандартными для покупателей товарами, опасаясь отсутствия спроса. Технике с непривычными характеристиками непросто внедриться в устоявшуюся бытовую культуру, однако спустя какое-то время россияне смогут привыкнуть к ней.
"Марвел" здесь выступает в качестве пионера. Например, мы первыми везём в Россию умные холодильники, умные стиральные машины и другую смарт-технику бренда Viomi. Она работает в экосистеме MiHome и может объединяться с устройствами для дома: мобильными гаджетами, освещением, видеонаблюдением и т.д. У Viomi есть и уникальные предложения, например, узкие умные стиральные машины (47 см) с объёмом загрузки белья на 10 кг, что редко встречается даже в полноразмерных машинах премиальных брендов", — говорит Дмитрий Левин.

Заводы — новым хозяевам

Ещё одним трендом трансформации рынка стала продажа уходящими компаниями производственных мощностей на территории РФ. Свои активы распродают или консервируют Bosch, Whirlpool, LG. Остановившиеся заводы уже начали переходить новым хозяевам, наличие локального производства создаёт серьёзную базу для завоевания рынка.
Турецкий Arcelik (владелец бренда Beko) купил у Whirlpool фабрику в Липецке, где раньше собирали холодильники и стиральные машины Indesit и Hotpoint-Ariston. Новый владелец может наладить выпуск техники собственной марки или возродить бренд Stinol, когда-то производившийся там.
"Однако стремительной распродажи замороженных активов ждать не стоит. Оценить стоимость переоборудования законсервированного завода сложно. Каждый случай индивидуален и зависит от серьезности вносимых изменений — где-то достаточно изменить технологию производства, а где-то придётся менять всю инфраструктуру, что требует значительных расходов", — полагает Левин.
Продолжают простаивать законсервированные заводы Samsung и Bosch, рассчитанные на уникальные комплектующие и технологии, запустить на них производство других моделей будет трудной задачей.
С другой стороны, строительство с нуля нового завода с годовым выпуском полмиллиона холодильников и такого же количества "стиралок" обойдётся в 50–70 млн евро. Но в этом случае не возникнет проблем с поставкой компонентов — как правило, их производят в Китае, достаточно лишь выстроить логистику.

Перспективы российских брендов

Упрочили своё положение и российские производители крупной бытовой техники. За первое полугодие продажи отечественной продукции увеличились на 19% относительно января-июня 2021 года. Однако по темпам роста компании из РФ всё же уступили китайским конкурентам, которые продали на 29% больше своего прошлогоднего уровня.
Положительную динамику показали холодильники "Бирюса" и Pozis. Улучшили показатели производители "встройки" Maunfeld, Krona, Weissgauff, но их рост может прекратиться в случае появления сильного зарубежного бренда в этой категории.
Своё место на рынке удерживают и поставщики из стран СНГ, в частности белорусские Atlant и Gefest, которые остаются популярными марками холодильников и газовых плит. Кроме того, хороший потенциал для экспансии имеет доступная продукция Artel из Узбекистана.
Раньше заводы российских компаний не были полностью загружены, сейчас же вышли на максимальную производительность. Несмотря на это, полностью заместить на рынке ушедшие бренды они не в состоянии, так как их мощности ограничены. Это их потолок производства. Строительство же новых заводов российские компании самостоятельно не потянут. Только если кто-то им поможет, например, крупные дистрибуторы, такие как "Марвел", или ведущие иностранные бренды.
Ситуацию могло бы изменить также субсидирование российских производителей со стороны государства, как это происходит сейчас в электронной отрасли.
"Российская бытовая техника в ближайшее время будет довольствоваться второстепенным положением на рынке. Все последние годы она была не конкурентна китайской и европейской продукции либо по цене, либо по качеству. Связано это с тем, что у нас в стране практически никто не вкладывался в НИОКР. Нет инвестиций в разработку и в развитие, отсутствуют институты и лаборатории, которые могли бы создавать новую технику и развивать новые технологии. Более того, в России нет крупных производителей электродвигателей, насосов и других основных элементов бытовой техники. Их производят либо в Китае, либо в Турции. Создавать современную конкурентную бытовую технику, не имея возможности влиять на разработку главных компонентов, просто невозможно", — резюмируют в "Марвел-Дистрибуции".