Танцевать от печки: как петербургские театры обходятся без классических сцен

Автор фото: vk.com

Чтобы играть спектакли, нужна сцена и зрительный зал. Впрочем, некоторые труппы обходятся и без них. Ведь главное — творческий замысел, а где его воплощать, уже не так важно.

Реплика "Весь мир — театр, люди в нём актеры" известна, наверное, даже тем, кто в театр ходил в далёком детстве или не был там вовсе. Написанная в XVI столетии, впоследствии она разнообразно трактовалась, чаще символически и метафорически. Но в конце прошлого века эту фразу можно было применять к театру и буквально. Приблизительно с 1990–х годов в этом виде искусства всё активнее начали использовать практики совриска, психотерапии, социологии и т. д. Постановки игрались уже не только в привычной сценической коробке, где сохранялась вертикальная (иерархическая) система отношений между залом и сценой и внутри зрительского сообщества, но и в прямом смысле повсюду — на вокзалах, на улицах, в аэропортах, заброшенных зданиях. Формы, которые использовали авторы спектаклей, были далеки от той, что складывалась столетиями: появились проекты в жанре сайт–специфик, аудиопроменады, иммерсивные, партисипаторные постановки. И оказалось, что театр способен естественным образом существовать в самых разных пространствах, не меняя своей сути, но меняя представление о том, каким он может быть.
"ДП" рассказывает о трёх петербургских театрах, живущих и творящих в столетнем флигеле, недействующих цехах пивоваренного завода и даже в бывшей котельной.

Флигель (театр "Суббота")

Действующей мультикультурной площадкой флигель, расположившийся на Звенигородской улице, в доме за номером 28, стал 2 года назад. Здание было построено в революционном 1917 году и за свою жизнь видело и пережило предостаточно: например, во время Великой Отечественной в него попал снаряд, частично разрушивший постройку. После войны здесь разместились административные помещения конноспортивной школы. И только в нулевых флигель отдали "Субботе", но также под административные и внутренние рабочие нужды.
Реновация здания стала возможна с приходом нового директора Андрея Лобанова: театру удалось выделить собственные средства и получить поддержку от комитета по культуре. Содержательным наполнением занялся новый главный режиссёр Андрей Сидельников, предложив устроить в основательно обновлённом пространстве экспериментальную площадку, где будут проходить творческие встречи с артистами, режиссёрами, театральными художниками, лекции и мастер–классы. Но о первичном предназначении тоже не забывают. За время, прошедшее с момента открытия, здесь выпустили премьеры трёх экспериментальных проектов: "Ноябрь–86" (режиссёр Михаил Смирнов), "Сталлоне Любовь Корова" (режиссёр Кирилл Люкевич) и "Родькин чердак" (режиссёр Влад Тутак) по мотивам "Преступления и наказания".
Все работы исследуют пространство флигеля, приспосабливаясь к этой нетеатральной среде. В "Ноябре–86" на первом этаже с низкими сводчатыми потолками была создана импровизированная забегаловка в стиле 1980–х, где звучали стихи Пригова. После этой прелюдии публика попадала на второй этаж — где разворачивалось основное действие акции. В "Сталлоне Любовь Корова" задействованы сразу два этажа. Зрители попадают сначала как будто в гости к героям, а потом, втягиваясь в игру, оказываются внутри виртуального пространства восьмибитной компьютерной игры — волшебном пространстве новых сказок, где возможны чудеса и мёртвые могут встретиться с живыми. И наконец, перед выпуском "Родькиного чердака" была придумана целая серия событий (интерактивная экскурсия, лекции, перформанс с куклами и финальное обсуждение со зрителями), которая готовила будущего зрителя, погружая его в мир Фёдора Михайловича Достоевского и его героев.

Пивоваренный завод (театр FULCRO)

Ещё несколько лет назад адрес "Курляндская, 49" мало что говорил даже коренным петербуржцам, если только это был не краевед, историк или знаток города. Но 2 года назад случилось удивительное — в одном из цехов Калинкинского пивоваренного завода (в советское время носившего имя Степана Разина) открылся театр. Самый настоящий, со всеми полагающимися атрибутами, а также подвижным актёрским составом, костяк которого составили выпускники седьмого набора мастерской Вениамина Фильштинского. Наверное, только сумасшедшему могла прийти в голову такая идея — играть на постоянной основе спектакли в заводском цехе. Или романтику. Или сумасшедшему романтику. В любом случае идея выглядела авантюрной, мало реализуемой и фантасмагорической. Однако ведомые и вдохновляемые куратором и режиссёром Дашей Шаминой, будущие артисты театра FULCRO за сравнительно небольшой срок привели один из цехов в соответствие со своими представлениями о том, каким должен быть современный театр. Часть работ была буквально сделана своими силами: например, амфитеатр построили из палет, которыми резиденты завода делились с разной степенью энтузиазма. Когда выпускали первые постановки, выяснилось, что возникают сложности со звуком — их решили с помощью дополнительного оборудования. Попасть на территорию можно только по пропускам, и пока идёшь извилистым маршрутом до конечной точки, успеваешь рассмотреть и антикварные кирпичные стены, и "наскальную живопись", коей украшены некоторые заводские поверхности. Поневоле складывается ещё один сюжет — и тоже театральный.
До недавнего времени здесь играли спектакли ("Наш класс", "Тёмные дни. Часть первая. Посвящение", "Ничто.Nihil", "Шутка" и т. д.), показывали цифровые перформансы и давали концерты. Но начиная с весны команда проекта практически полным составом вынужденно покинула страну, обосновалась в Израиле и в нынешних реалиях планирует работать удалённо — оказывая поддержку социальным и независимым проектам, которым могут быть полезны.

Котельная (театр ЦЕХЪ)

В этом сезоне театр ЦЕХЪ отмечает десятилетний юбилей. Сперва труппа сделала остановку на Конюшенной площади, в здании, спрятавшемся во дворах, но спустя время стало очевидно, что необходимо другое пространство. И им стала бывшая котельная Чкаловских (Геслеровских) бань. Вряд ли даже в начале нулевых можно было вообразить, что в таком неподходящем по всем меркам месте можно ставить и играть спектакли! В 2018–м выяснилось, что возможно, и с успехом. Ученикам режиссёра Анатолия Праудина и примкнувшим к ним не занимать ни упорства в движении к цели, ни трудолюбия, ни фантазии.
За 3 летних месяца помещение изменили силами сотрудников театра и неравнодушных зрителей, помогавших по мере собственных сил и возможностей. Наблюдать за "стройкой века" можно было практически в прямом эфире — процесс фиксировали на фото и видео и моментально выкладывали в соцсети, что в конце концов превратило происходящее в художественный акт. А незадолго до открытия театр запустил остроумную акцию "Билет на спектакль в обмен на стул". За предыдущую жизнь эта часть фонда порядком истрепалась и иссякла и понадобилась помощь зала.
В результате с нуля создали площадку, способную трансформироваться в зависимости от замысла авторов — например, изменить положение зрительских мест.
Но одним лишь внутренним пространством ЦЕХЪ решил не ограничиваться, задействовав для своих постановок и двор бывшей котельной. Так, в ноябре 2020–го там прошла премьера лихого уличного спектакля Кирилла Люкевича "Апрель", во время которого ближайшая округа оглашается песнями и заполняется стихами Виктора Цоя. А постановки, которые появились раньше, успешно адаптировались под новое пространство. В настоящее время здесь можно, например, увидеть сказку о светлом для неопределённого возраста с загадочным названием "Кыхи", "Кролик. P. S." — документальный спектакль о той стороне театра, про которую редко говорят со сцены, или спектакль–детектив "Немой официант", странные обстоятельства которого зрителям предстоит разгадать вместе с главными героями.