Проект "Рейтинг доверия к онлайн–площадкам" начал работать в России. Составлять его будут Росаккредитация и Роскачество. Цель — "определить лидеров рынка, которые заботятся о потребителях и принимают меры, чтобы уберечь покупателей от некачественных и небезопасных товаров", сообщили ведомства.
Первым делом они проанализировали 17 крупнейших маркетплейсов и выяснили, что двум из них можно доверять — это Ozon и DNS. Их включили в "реестр доверенных площадок". Ещё три агрегатора получили статус кандидатов на включение в реестр. Это "СберМегаМаркет", AliExpress и Wildberries.
Что не так с остальными 12 маркетплейсами, не сообщается, но можно догадаться по контексту. Площадки проверялись по 31 критерию, однако Роскачество в своём пресс–релизе честно призналось: трое кандидатов "уже провели частичную интеграцию с Роскачеством, но ещё не подключились к сервису Росаккредитации", именно поэтому пока что не вошли в рейтинг.
Таким образом, в данном случае готовность сотрудничать с государством осталась неким приятным бонусом, а не принудиловкой, как это нередко бывает. К примеру, торговать молочкой, обувью, автошинами и некоторыми другими товарами с недавних пор можно только с использованием сервиса Национальной системы цифровой маркировки.
Пока власти не додумались до создания очередного регулятора (Росмаркетплейса), самое время задуматься над тем, для чего это надо. Цель, как водится, благая — обеспечить достойное качество товаров. К примеру, Росаккредитация организовывает проведение различных проверок, без которых продавцам не получить на свои товары деклараций о соответствии и сертификатов. Это обязательные документы, и контролировать их наличие, конечно, нужно, но ведь с точки зрения чиновника много контроля не бывает.
Правда, есть ряд нюансов. Одной рукой усиливая контроль, другой рукой государство его ослабляет, легализуя параллельный импорт. Впрочем, после ухода из России международных брендов и без всякого параллельного импорта в страну хлынул поток контрафакта. Показательный пример: в одном респектабельном петербургском магазине одежды продают джинсы известного американского бренда. На вопрос, оригинальные они или поддельные, продавец отвечает: турецкие. Что уж говорить об онлайн–торговле. Возможно, именно поэтому лидеров рынка и нет в государственном рейтинге. С другой стороны, если они там будут, что им останется продавать?