Петербургский разработчик игры StalCraft оспорил решение Роспатента

Автор фото: Vostock-photo

Петербургский разработчик компьютерной игры StalCraft судится с Роспатентом из-за регистрации товарного знака.

ООО "Эксбо север" из Петербурга развивает многопользовательский ролевой экшен по мотивам вселенной S.T.A.L.K.E.R. (игрок проходит квесты в чернобыльской зоне отчуждения). Игра является продолжателем модификации Minecraft на ту же тематику. По всей видимости, из сочетания Stalker и Minecraft и родилось название StalCraft.
В конце октября "Эксбо север" обратилось в Суд по интеллектуальным правам, оспаривая решение Роспатента о частичном отказе в регистрации товарного знака. Заявление компании пока не принято судом к рассмотрению.
В "Эксбо север" на запрос "ДП" не ответили. Однако, как полагает партнёр и руководитель практики IT / IP Maxima Legal Максим Али, спор возник из–за отказа Роспатента зарегистрировать бренд STALCRAFT по двум из трёх заявленных "Эксбо север" классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Ведомство разрешило зарегистрировать знак только по 28–му классу МКТУ (аппараты для видеоигр и различных игрушек). "Дело в том, что Роспатент увидел сходство до степени смешения с товарным знаком STARCRAFT компании Blizzard, который охраняет культовую игру", — пояснил Максим Али.
По мнению эксперта, "Эксбо север" подготовило для Роспатента неплохую аргументацию. "Компания вспомнила, что многие игры используют слово “craft” (Minecraft, Warcraft, BattleCraft), как и слово “star” (StarWars, Star Citizen), объяснила связь между “Stal–” и “stalker”. А также рассказала про серьёзные различия между игрой Starcraft и StalCraft. Однако Роспатент подошёл к вопросу ожидаемо формально: он ориентировался на фонетическое сходство знаков и на то, что услуги однородны", — поясняет Максим Али.
Компания "Эксбо север" оказалась в сложной ситуации. Её заявке на бренд STALCRAFT противопоставлен сильный (и нельзя сказать, чтобы совсем уж непохожий) бренд компьютерной игры, ставшей классикой. Риск повторения отказа и в суде выглядит вполне реальным, прогнозирует Максим Али.
Классика "компьютерного" продвижения — это обычно одежда или головные уборы, коллекционные издания, брелоки и фигурки, другая сувенирная продукция. "Если говорить конкретно о StalCraft, то это могут быть как защитные костюмы с логотипом игры, так и сложные артефакты по типу счётчика Гейгера", — считает Елена Юферева, генеральный директор Brandson Branding Agency.
По оценке эксперта, рынок мерча в России сейчас скорее падает, чем растёт. Это объясняется общей потребительской депрессией и трендом на сохранение активов. Однако в игровой индустрии мерч обычно приносит небольшой доход. "Точных цифр по доходности от мерча в игровой индустрии нет, но есть информация по рынку киберспорта — здесь почти 60% доходов приходится на спонсорство крупных брендов. А вот доходы от продажи мерча и билетов в 2021 году составили всего 4–5%", — говорит Елена Юферева.