Лёгкий как воздух, твёрдый как камень: секреты производства газобетона

Автор фото: Сергей Ермохин

Газобетон является одним из ключевых материалов, используемых в строительстве. Чтобы узнать все тонкости его производства, корреспондент "Делового Петербурга" посетил крупнейший на Северо-Западе Сертоловский газобетонный завод, принадлежащий "Группе ЛСР".

Предприятие переехало в Сертолово в 2018 году с Октябрьской набережной, где его построили в 2005 году. На новой площадке даже есть своя железнодорожная станция. При этом основная производственная линия полностью автоматизирована — управление обеспечивают 10 операторов в смену. Люди нужны, чтобы контролировать процесс, заниматься ремонтом и отладкой оборудования, а также выполнять те действия, автоматизировать которые технологически нецелесообразно. Оглянувшись по сторонам в цеху, где кипит работа, можно вообще не увидеть ни одного человека. Зато операторам видно всё через видеокамеры и датчики контроля.
Автор: Сергей Ермохин
Автор: Сергей Ермохин

Ну, здравствуй, крошка!

В состав газобетона входят цемент, известь, алюминиевая пудра или паста, кварцевый песок, гипс и вода. Материал лёгкий и прочный, а главной его "фишкой" является самодостаточность — он одновременно несёт нагрузку и является утеплителем, закрывая обе эти потребности. В этом и заключается главный секрет популярности материала.
Блоки классифицируют по плотности, которая определяется весом одного кубического метра материала. Выбор плотности зависит от назначения — для строительства несущих стен обычно применяют газобетон от D300 до D600, а для утепления существующих конструкций специалисты советуют использовать D200, который, в отличие от утеплителей на минеральной основе, более экологичный, долговечный и огнеупорный. Производство D200 компания запустила в этом году под брендом "ЛСР ТЕРМО". На данный момент это самый лёгкий и тёплый газобетон, производимый в регионе.
Автор: Сергей Ермохин
Но вернёмся на производство: в Сертолово оно сосредоточено в одном большом заводском корпусе, разделённом на несколько участков. Первый из них — подготовка сырья. В огромном зале насыпано две горы песка разного цвета. Но, кроме внешних признаков, отличий у них нет. "Кварцевый песок мы берём у двух поставщиков, — объясняет директор завода Дмитрий Кузнецов. — Это диверсификация поставок. Если на одном из карьеров возникают какие-то проблемы, то мы не останавливаемся, а продолжаем работать на песке другого поставщика. Такой же подход используется и к иным видам сырья, которое используется на производстве".
Автор: Сергей Ермохин
Погрузчик набирает полный ковш песка и отвозит его в бункер. Рядом — замысловатые конвейеры, по которым песок, гипс и газобетонная крошка, образующиеся на следующих стадиях производства, едут в шаровую мельницу — вращающийся цилиндр длиной с десяток метров со стальными шариками внутри. Туда же поступает вода. Из мельницы льётся прямой шлам — однородный "коктейль" тёмно-серого цвета. Чтобы приготовить его в нужных пропорциях, на всех конвейерах есть весы.
Впрочем, это пока лишь один из компонентов более сложного "блюда". Остальные "ингредиенты" приходят в готовом виде. Это цемент, известь и алюминиевая суспензия. Два последних вещества нужны для того, чтобы в результате их реакции выделился водород — тот самый газ, который превращает бетон в газобетон. Но это чуть позже, а сначала все материалы смешиваются в миксере — компактном бетонном заводе внутри самого предприятия. Из него выходит уже более густая субстанция, которую заливают в так называемую форму — большой открытый резервуар с автоматическими бортами, перемещающийся по рельсам.
Сначала он отправляется в камеру созревания примерно на 4 часа. Это тёплое помещение, в котором и происходит реакция извести с алюминием. Смесь поднимается как тесто, увеличиваясь в объёме примерно в два раза. При этом она продолжает затвердевать, и уже похожа по консистенции на пластилин.

Пошла жара!

Вернувшись из камеры созревания, форма автоматически раскрывается, а заготовка отправляется на нарезку. Автоматика делит её на блоки нескольких стандартных размеров, формирует пазы и гребни, а также ручки для удобства переноски. При этом, имеющееся оборудование позволяет выполнять и нестандартные заказы. Современные машины крутят огромную заготовку, прогоняя сквозь неё тонкие струны диаметром меньше миллиметра. Громоздкое оборудование работает с поразительной точностью. "Чёткая геометрия блоков позволяет строителям делать тонкошовную кладку — это одно из современных энергоэффективных решений, которое экономит не только раствор, но и деньги на отопление дома", — говорит Дмитрий Кузнецов.
Нарезанные массивы едут в автоклавы — 36-метровые ёмкости, в которые под высоким давлением подается пар температурой около 200°C. Именно здесь блоки набирают прочность бетона, сохраняя пузырьки — остаётся только упаковать и отправить их на склад. Здесь впервые за долгое время к ним прикасается не машина, а человек — он наклеивает этикетки.

30 дней, 1 час и 27 минут

Стройматериал практически готов. Чтобы он окончательно остыл, его подержат пару дней на складе, после чего отправят заказчику. Ежедневно отсюда выходит 1200–1300 м3 газобетона. В год это порядка 380 тыс. м3. Запас по мощности позволяет увеличить ежегодный выпуск до 400 тыс. м3 и даже больше. Технология производства предполагает круглосуточную работу с периодическими перерывами на регламентные процедуры.
Завод работает на оборудовании немецкого производства. В условиях санкций это означает риск остаться без запасных частей. Дмитрий Кузнецов уверен, что данная проблема решаема. "Мы имеем достаточный запас запчастей, — говорит он. — А также ведём успешную работу по импортозамещению, так что от рисков, связанных с запретом импорта, застрахованы".
Дмитрий Кузнецов, директор Сертоловского газобетонного завода "Группы ЛСР"
Предприятие производит продукцию как для граждан, ведущих строительство собственного дома, так и для крупных компаний. Газобетон активно используется в современном строительстве, так как одним из его ключевых достоинств является самодостаточность — он одновременно прочный и тёплый. И если в многоэтажках обычно сочетается несколько видов стройматериалов, то загородные дома можно возводить целиком из газобетона. Причём, весьма быстро — недавно в Ленинградской области был установлен мировой рекорд по строительству дома из газобетона. На двухэтажный 158-метровый коттедж ушло 30 дней, 1 час и 27 минут. Стоит ли удивляться, что рекорд стал возможным именно с участием газобетона "ЛСР" — ведь на эту качественную продукцию крупнейшего строительного холдинга Северо-Запада годами фиксируется стабильный спрос.