Новые дома на старинном острове: современное жильё в исторической части "Васьки"

Автор фото: Сергей Ермохин

В обжитой части Васильевского острова пока остаются локации, которые подходят для жилой застройки. "ДП" узнал, чем они привлекательны для будущих жителей и инвесторов.

В последние годы активное жилищное строительство ведётся в разных местах Васильевского острова — как на намывных территориях, так и в его исторической части. Во втором случае в основном речь идёт о редевелопменте бывших промышленных зон.
Несколько лет назад большой жилой квартал был построен на территории Сталепрокатного завода между 25-й, Косой и 26-й линиями. В настоящее время начинается редевелопмент площадок завода "Севкабель" на Кожевенной линии. Также "перезагрузка" ждёт территорию НИИ радиоаппаратуры в Шкиперском протоке, бывший выставочный комплекс "Ленэкспо", участок между Галерной гаванью и ЗСД. Квартал бизнес–класса будет построен на месте Конструкторского бюро котлостроения на набережной Лейтенанта Шмидта около ледокола "Красин".
"Как правило, новое строительство в исторической части Василеостровского района ведётся на месте предприятий, которые давно не работали. Их территории никогда не были открыты, находились за забором. Когда вместо таких утративших свой функционал промзон появляются жилые комплексы и новые общественные пространства, это выигрышно и интересно для горожан, в особенности когда речь идёт о набережных", — объясняет руководитель архитектурной студии "Интерколумниум" Евгений Подгорнов.

Набережные для людей

Один из примеров такого "раскрытия" — редевелопмент промзоны между Уральской улицей и берегом Малой Невы. Летом прошлого года холдинг Setl Group сдал здесь ЖК "Эмеральд на Малой Неве", возведённый на месте авторемонтного завода. На примыкающем земельном участке сейчас ведётся строительство другого объекта от того же девелопера — жилого комплекса Amber Club. Он будет состоять из трёх домов высотой от 6 до 12 этажей, часть квартир ориентирована на набережную Макарова, из пентхаусов с террасами откроются виды на реку и Петровский остров.
Эксперты уверены, что локацию вокруг Уральской улицы ждёт дальнейшее развитие — станция метро "Приморская" находится в пешей доступности, в 5 минутах езды на машине — выезд на ЗСД, за 10 минут можно добраться до центра Петербурга. В соседних кварталах расположено несколько школ и детских садов, а до самых престижных вузов города можно быстро доехать на автомобиле или общественном транспорте.
"Пока рядом всё ещё расположены промышленные зоны, требующие дальнейшего редевелопмента. Развитие всей этой территории завязано на то, чтобы создать здесь единую продуманную композицию, чтобы не было ощущения того, что каждый объект живёт своей жизнью. В этом отношении как раз то, что делает сейчас Setl Group, мне очень импонирует, холдинг пытается развивать локацию комплексно", — уверен Евгений Подгорнов.

Продолжая традиции

Если "Эмеральд на Малой Неве" и Amber Club позиционируются как комплексы высокого комфорт-класса, то другой новый проект, строительство которого начинается на берегу Большой Невы, относится к премиальному сегменту — и расположение объекта уже говорит само за себя. ЖК Imperial Club будет возведён на месте бывшей промзоны, которая занимала большой участок между 23-й линией, берегом Невы и Масляным каналом.
Согласно проекту, разработанному ООО "Архитектурное бюро «Студия 44»" Никиты Явейна по заказу Setl Group, корпуса, которые выйдут на реку, будут выполнены уступами — в соответствии с историческим замыслом Доменико Трезини. Один из внутриквартальных проездов станет продолжением 24–25-й линий, а прилегающий берег Невы превратят в пешеходный бульвар. В создании внешнего облика будут использоваться традиционные для исторической застройки материалы.
"Фасады, выходящие на реку, планируется отделать натуральным камнем, а те, которые выходят на улицы, частично облицевать кирпичом. К примеру, на Масляном канале отделка будет перекликаться с памятником архитектуры XIX века — зданием Главной геофизической обсерватории при Горном институте, выполненным в "кирпичном" стиле", — рассказали в архитектурном бюро.

Не только жильё

При этом в последние несколько лет на месте бывших промзон Васильевского острова появляются не только новые жилые проекты, но и культурно–развлекательные кластеры. Одним из самых известных стал "Севкабель Порт" на Кожевенной линии. На территории завода "Севкабель" разместилось множество баров и ресторанов, проходят маркеты, концерты и выставки. С каждым годом площадка продолжает развиваться и расширяться.
По словам создателей "Севкабель Порта", ориентиром для проекта послужил европейский опыт освоения бывших промышленных зон в Хельсинки, Амстердаме, Стокгольме и других крупных городах, где на месте верфей, фабрик и складов открылись современные пространства, которые сочетают в себе исторический, архитектурный и социальный контекст, а также деловую активность. Визитной карточкой объекта стала пешеходная набережная с видом на Финский залив, которым прежде могли любоваться только работники находившихся там предприятий.

Предложение и спрос

По мнению руководителя Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольги Трошевой, с развитием редевелопмента промышленных площадок на Васильевском острове сюда потянулись покупатели из разных районов Северной столицы и из регионов. Если раньше предложение в основном пополнялось благодаря строительству на намыве, где представлен другой класс жилья, то в исторической части появляются объекты более высокой категории. Говоря о сегменте "премиум", объекты у воды — в особенности на набережной Невы — безусловно, имеют огромный потенциал.
"Остров стремительно преображается. Промзоны уступают место современным кварталам, — говорит Ольга Трошева. — Новые жилые кварталы постепенно оживляют облик местности. У покупателей вырос интерес к объектам бизнес- и элитного класса ввиду ограниченности локаций, где они могут быть представлены. Васильевский — это, само собой, одно из таких мест. А развитие инфраструктуры — открытие новых гипермаркетов и культурно-развлекательных объектов — всегда сопутствует появлению более современного жилья".