Уход зарубежных брендов ослабил аутлеты в Петербурге

Автор фото: "ДП"

Вакансия в аутлетах Петербурга несколько выше, чем в торговых центрах. Эксперты расходятся во мнениях относительно того, будут ли дисконт–центры востребованы в ближайшие годы.

Аутлетов и дисконт–центров Петербурга напрямую коснулась проблема ухода зарубежных брендов с российского рынка. Сложности с логистикой не дают возможности продолжить работать напрямую с офисами западных компаний и организовывать поставки прошлых коллекций.

Сложности с подбором

В некоторых аутлетах вакансия существенно выросла. Управляющий партнёр "АйБиГрупп" (управляет дисконт–центром "Румба") Юрий Борисов поделился с "ДП", что из–за ухода и временного закрытия популярных брендов, с которыми компания работала напрямую, вакантными оказались около 25% арендопригодных площадей. Наиболее крупными потерями стали магазины–аутлеты Nike, Mango, Jack Wolfskin.
При этом на ситуацию влиял комплекс взаимосвязанных политических и сугубо экономических причин.
Так, прямой контракт на поставку прошлых коллекций с испанским офисом Mango стал невозможным из–за удорожания логистических схем. А потому при частичной продаже бизнеса Mango российским предпринимателям реальный аутлет сегодня оказался невостребованным.
"Сложности с новыми арендаторами, которых мы готовы пустить в наш дисконт–центр, безусловно, существуют. Запреты по политическим мотивам, как, например, запрет на новые инвестиции, иногда приходят практически в момент подписания нового арендного договора на монобренд", — уточняет Юрий Борисов.
Он добавляет, что в несколько лучшем положении сегодня находятся мультибрендовые магазины, которые смогли уже поменять матрицу. Например, так сделала компания BNS в своём магазине Paper Shop или "ДжамильКо" в Trendzone.
"Благодаря значительному листу ожиданий при первой возможности ретейл открывает новые магазины–аутлеты, — подчёркивает при этом Юрий Борисов. — Скажем, мы запустили в “Румбе” аутлет известного бренда Francesco Donni площадью 190 м², а открытие аутлета австрийской Högl на 150 м² запланировано на конец октября".

Минимальная необходимость

По оценкам федеральной компании "Этажи", в аутлетах Петербурга в среднем не задействовано около 10% площадей. Часть из них сохраняется за брендами, заявившими о своём уходе. Другая же часть начинает активно заполняться новыми арендаторами. Интерес есть со стороны российских и азиатских брендов, сферы развлечений и сервиса.
"Часть аутлетов готовы пересматривать форматы организации внутреннего пространства для привлечения дополнительного трафика за счёт открытия сервисных точек и магазинов повседневного спроса", — отмечает руководитель департамента коммерческой недвижимости компании "Этажи" Антон Лескин.
Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева подчёркивает, что, по их данным на конец июня 2022 года, в аутлетах в Петербурге наблюдался объём свободных площадей на уровне 12,3%.
Эксперт считает, что при текущем дефиците необходимость в аутлетах минимальна. Товары, ввезённые с помощью параллельного импорта, могут быть реализованы и в обычных торговых центрах, хотя бы на временной основе.
"К тому же в российских аутлетах всегда продавались стоковые коллекции. Лишь малое количество компаний специально завозили аутлетные коллекции для продажи. Это были единичные бренды: например, один из них — Nike, который среди первых объявил об уходе", — уточняет Хакбердиева.

Будущее всё–таки есть

Уже не первый месяц продолжается падение посещаемости в торговых центрах в целом. В аутлетах наблюдаются такие же тенденции.
Mall Index, рассчитываемый компанией Focus Technologies и отражающий количество посетителей на единицу площади торговых центров, для ТЦ Москвы и Петербурга по итогам III квартала зафиксирован в среднем на 10% ниже показателя аналогичного периода 2021 года. В сегменте аутлетов показатели могут быть в среднем на 5–10 процентных пунктов ниже.
"Дело в том, что данные объекты, так же как и торговые центры крупных форматов, столкнулись с наибольшим количеством вызовов. Главный из них — значительная доля в составе арендаторов магазинов международных брендов, заявивших об уходе с российского рынка либо приостановивших деятельность. Многие магазины этих брендов выступали якорями, генерировавшими трафик", — подчёркивает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев.
При этом средний чек в категории Fasion Retail (на которую пришлось наиболее значительное число ушедших брендов) в III квартале оказался на 10–15% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Эти данные на фоне снижения покупательной способности населения связаны также и с фактором роста цен.
При этом руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова отмечает, что если говорить о брендах, которые ушли с российского рынка, то они в аутлетах города были представлены не так широко. В этих проектах не было ни H&M, ни Zara, ни других крупных массмаркет–ретейлеров.
Также аутлеты переориентировались на бренды из других стран, например на белорусские. Среди арендаторов теперь представлены и те магазины, которые раньше занимались лишь интернет–торговлей, но затем открыли свои дисконт–центры в "Outlet Village Пулково".
Кроме того, в крупнейших аутлетах Петербурга ("Outlet Village Пулково" и "Fashion House Таллинское") хорошо представлены итальянские бренды, которые не уходили с рынка. Также не затронул аутлеты и уход крупных сетей общественного питания, которые предпочитали открывать свои точки в торговых центрах Петербурга.
"Мой прогноз по аутлетам положительный, так как в кризисные времена люди будут экономить и покупать вещи в дисконтных магазинах, не обращая внимания на актуальность коллекций. На мой взгляд, перспективы у таких проектов чуть лучше, чем у торговых комплексов", — поделилась Полина Фиофилова.
Юрий Борисов подтверждает, что он ожидает рост спроса именно на покупки в аутлетах. Для сетевых ретейлеров, имеющих развитую сеть магазинов, продолжение работы в системе дисконт–центров является важным фактором поддержания матрицы торгового зала. Это приводит к пополнению товаров на полках и позволяет покупателям с падающими доходами приобрести товар любимой марки по приемлемой цене.