Западные санкции оставили профессиональный спорт без экипировки

Автор фото: ТАСС

Санкции отразились и на внутреннем рынке спортивной экипировки. Здесь, как и в ряде других отраслей, зависимость от западных товаров близка к критической, а на замещение импорта уйдут годы.

Стоит сразу оговориться: с серьёзным вызовом, как ни парадоксально, столкнулся именно большой, профессиональный спорт — при всех его возможностях и деньгах. С массовым, любительским спортом пока не всё так драматично. Почти весь ассортимент того, что нужно для занятий физкультурой, изготовляют отечественные производители.
Да, в некоторых случаях качество продукции может вызывать нарекания, но основная масса товаров вполне приемлемого уровня. Проблемы, если санкции будут ужесточены, могут возникнуть только там, где используется сложная электроника, импортные микросхемы, чипы. Сейчас они почти все импортные. Да и политические события пока не привели к полному бойкоту российского рынка спорттоваров.
Да, ушли столпы индустрии Nike, Adidas, Puma, Reebok, но остались не такие крупные фирмы, скажем, из Испании или Италии. Значительная часть товаров производится в азиатских странах, а самый главный поставщик — Китай. Там, как известно, есть всё. Но это и лицензионная продукция, и контрафакт.
А вот с профессиональным спортом сложнее. Причём чем технологически вид спорта "изощрённее", тем сложнее с импортозамещением. Есть виды, где раньше для наших чемпионов буквально всё ввозилось из–за рубежа.

Деревянные клюшки ушли в прошлое

Один из самых пострадавших видов — хоккей. После ухода с отечественного рынка двух монополистов — североамериканских CCM и Bauer — экипировку теперь привозят из Казахстана и Китая, причём с бешеной накруткой и через посредников.
А ведь только одна команда Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) использует в течение регулярного чемпионата около 2 тыс. клюшек и 70 пар коньков. Закупки, как правило, происходят централизованно за счёт клубов. Возможности для бизнеса большие, но…
Российские производители хоккейного обмундирования есть, но их возможности и мощности весьма ограничены. Например, ярославская фабрика V76 делает коньки. Однако их производство для компании — непрофильное занятие: фабрика также работает над тюбингами, эспандерами, приспособлениями для бокса и единоборств.
"Эфси", старейший отечественный хоккейный производитель, выдаёт полный спектр товаров — от клюшек и защиты до шнурков и кап. Впрочем, большинство продукции этой фирмы подойдёт скорее начинающим хоккеистам, даже не любителям. Например, пять моделей клюшек из девяти производимых — деревянные, хотя весь мир давно использует композитные.

Обещанного 3 года ждут

Единственный российский бренд, чью продукцию можно увидеть у игроков КХЛ, — клюшки компании "Заряд" (совладелец — капитан казанского "Ак Барса" Данис Зарипов). Их делают в Набережных Челнах. Но и тут при производстве используются импортные детали.
А вот иностранным конькам в России альтернативы нет вообще. Есть российские бренды защитной экипировки — например, "Крок". Но они тоже больше подходят для детей.
Для масштабного производства хоккейной экипировки самого высокого качества необходимо закупить оборудование и материалы, для чего требуются дешёвые кредиты и налоговые послабления. Но даже в этом случае, если всё сойдётся в одной точке, чтобы полностью заместить товары ведущих производителей, российской спортивной индустрии необходимо не менее 3 лет.
Похожая ситуация и с фигурным катанием. Главное оружие ледовых королей и королев — коньки. На сезон нужно как минимум две пары, которые для звёздных спортсменов доставлялись из–за рубежа. Сейчас цены возросли приблизительно в 2 раза, в среднем до 60–120 тыс. рублей. И главное, большие сложности с доставкой. Её приходится "пробивать" через Казахстан (раньше — через Эстонию).

Зарабатывать на спонсорах не получается

В футболе ситуация тоже непростая, хотя там не надо собирать целые рыцарские доспехи, как в хоккее. Раньше каждый клуб российской премьер–лиги "одевала" своя компания. Больше всего клиентов в Российской премьер–лиге (РПЛ) было у Puma. Три клуба, включая "Зенит" и "Спартак", сотрудничали c Nike. Остальные команды сделали выбор в пользу Adidas, Joma, Jako, Macron.
Puma и Adidas свои связи с нашим футболом прервали. Nike отказался от "Спартака", но продолжает экипировать "Зенит". Правда, петербуржцы в нынешнем сезоне вынуждены были покупать форму уже за свои деньги.
Стоит отметить, что в целом российские клубы не особо интересны большим брендам. У РПЛ не такая уж и большая аудитория за пределами страны, поэтому продажа футболок местных клубов за рубеж — нечастое явление. Большинство российских команд вынуждены тратить свои средства на покупку экипировки, а зачастую форма уходит только футболистам и не поступает в открытую продажу. Зарабатывали до последнего времени благодаря техническому спонсору в России только "Зенит" и "Спартак".
Что же делать футбольным чиновникам? РПЛ, вероятнее всего, будет заниматься импортозамещением либо обратится к партнёрам, которые ещё не отвернулись от России. При этом технический спонсор может стать единым для всей лиги. Он и форму всем предоставит, и будет платить за сотрудничество.
Среди российских брендов потенциальным поставщиком одежды для футболистов могут стать Zasport, Demix, Profit, Gaffgang, Senza Rivali.

Ядро больше не толкнуть

Плачевная ситуация и в биатлоне. Элитным маркам лыж (Fischer, Rossingnol, Salomon, Atomic, Madshus) замены нет. Основной "игрок" в России — фабрика в Балабаново (Калужская область). Но она нацелена на количество, а не на качество, и потому спорту высоких достижений по большому счёту не помощник.
Винтовки в мировом биатлоне производят только две компании — немецкая Anschütz и ижевский завод "Ижмаш". И для тех представителей сборной, кто раньше предпочитал оружие из Германии, настали тяжёлые времена. Покупка новых винтовок затруднена до максимума, а детали для ремонта можно приобрести только через третьи страны. Соответственно, возникает проблема и с патронами для Anschütz: стрелять ижевским "Олимпом" из германского оружия не получится.
С ботинками ситуация чуть лучше. Есть Spine — компания, расположенная в Ярославле. Там скопировали некоторые узлы биатлонной обуви у ведущих брендов и нашли хорошие формы. Сами же производят и подошвы. Наименьшая проблема — с одеждой для биатлонистов. 95% коллекции производится в России, а ткани покупаются в Китае.
Страдают даже такие, казалось бы, нетребовательные виды спорта, как лёгкая атлетика. Ядра, копья, молоты, не говоря уже про барьеры, ямы для прыжков в высоту или секторы для метаний — там тоже всё оборудование импортное. И пока российских аналогов у такого инвентаря нет. В теории есть производители и в нашей стране, но им нужно время на увеличение мощностей.
Впрочем, это касается и всей российской отрасли по обслуживанию спорта. Уход топовых иностранных брендов вроде открывает перед отечественными производителями огромные возможности. Но смогут ли они заполнить возникшую нишу, или на место "господ с Запада" просто придут "восточные товарищи" — это большой вопрос.