Рейтинг промышленных предприятий — 2022

Рейтинг промышленных предприятий Северо–Запада отражает объективные показатели, достигнутые индустриальными лидерами округа в 2021 году.
На этот раз "ДП" представляет фактически два рейтинга: общий и отраслевой. В первом представлены лучшие результаты вне зависимости от сферы деятельности, во втором участники разделены по отраслевому принципу.
Поскольку методика расчёта, разработанная совместно с Высшей школой экономики, предусматривает нормализацию показателей внутри каждого списка, "общий" и "отраслевой" баллы одной и той же компании могут отличаться.
Методика учитывает динамику выручки, динамику основных средств и рентабельность за 3 года (EBIT/выручка). Все три показателя нормализуются по формуле Х*=Х–Хmin / Xmax–Xmin, где Х — изначальный результат компании, а Xmax и Xmin — максимальные и минимальные значения среди всех сравниваемых компаний. За каждый из показателей участник получает баллы (от 0 до 1), которые суммируются и умножаются на коэффициент кредитной нагрузки (1 – 300% — 1,2, 300 – 500% — 1,1, >500% — 0,8).
Поскольку в рейтинге учитываются данные за 2022 год, в него в том числе попадают компании, заявившие об уходе с рынка. Текущее состояние таких участников, насколько это возможно, поясняется в сносках. Мы исходим из того, что вне зависимости от политических заявлений собственников производственные и имущественные комплексы остаются в России, а часто предприятия и вовсе продолжают работу. К тому же ценность данных об их докризисных результатах при поиске новых инвесторов только возрастает.

Отраслевой рейтинг промышленных компаний СЗФО

Президент компании LADOGA Вениамин Грабар:
"Наша компания столкнулась с резким увеличением спроса и необходимостью занимать освободившиеся на рынке ниши. За 8 месяцев года продажи водки "Царская" выросли на 31 %, джина Barrister — на 58 %, а сравнительно молодого бренда российского виски Fowler — в 4 раза. Любой кризис влечёт за собой передел рынка. Те, кто хранил все яйца в одной и не самой прочной корзине, уступят место более устойчивым и стабильным, принявшим этот период как время возможностей. Такие компании включатся в борьбу с себе подобными в освободившихся после ухода ряда западных конкурентов нишах за брошенного ими же потребителя".
Пресс-служба Сухонского КБК:
Производство тарного картона выросло в 2021–м на 7 %, древесно–волокнистых плит — на 2 %, гофропродукции — на треть. Продолжается модернизация производства. Значительные изменения — в логистике: уход крупных операторов морских перевозок привёл к переориентации на ж .– д. и автотранспорт. Стоит стратегическая задача по развитию экспорта, поиску новых рынков. Раньше здесь существенную долю занимали страны Европы. Сейчас удалось более чем на 70 % нарастить экспорт в Африку, развивается сотрудничество с Китаем, Турцией, Латинской Америкой, Ближним и Средним Востоком. Производство ЦБП демонстрирует рост.
Уход из страны транснациональных игроков — важный фактор, но нишу занимают Китай, Турция и др. Следует ожидать развития импортозамещающих производств, создающих допспрос на рынке. Общий тренд — вытеснение пластика, замена его бумажной упаковкой, что способствует увеличению потребности в нашей продукции и росту спроса в перспективе.
Гендиректор АО "Апатит" (группа "ФосАгро") Александр Гильгенберг:
"Внутренний рынок — неизменный стратегический приоритет для "ФосАгро". Отечественному АПК мы поставляем продукции больше, чем в любую другую страну. Гибкое производство широкой продуктовой линейки позволяет оперативно перестраиваться на выпуск продукции, востребованной в 102 странах. Продолжаем активную реализацию инвестпрограммы: в 2022 году её объём — около 64 млрд рублей, на треть больше, чем в 2021–м. Прогнозируем рост по итогам года на 3 – 4 % — до 10,8 млн тонн. По итогам 6 месяцев производство минеральных удобрений и кормовых фосфатов уже +5,2 % к аналогичному периоду прошлого года и превысило 5,3 млн тонн".
Гендиректор Nokian Tyres Россия Андрей Пантюхов:
События 2022–го отразились на работе компании в России. Весенний сезон продаж не был настолько успешным. В связи с санкциями экспорт шин в страны ЕС стал невозможен, из–за вынужденного сокращения объёмов производства пришлось оптимизировать численность персонала. Однако завод во Всеволожске работал с минимально возможными остановками, мы произвели необходимый объём зимних шин на сезон и доставили их дистрибьюторам. Принято решение о «контролируемом уходе» компании из России, идёт проработка сценариев и локализация процессов и систем, в том числе обеспечение поставок сырья и материалов. Nokian Tyres в России выполняет все обязательства перед партнёрами, контрагентами и потребителями. Наши маркетинговые программы бесплатного шиномонтажа, ремонта и замены случайно повреждённых шин работают в полном объёме.
Гендиректор ООО "Аквафор" Леонид Либерман:
Мы организовали выпуск комплектующих, которые приобретались за границей, на собственных заводах. Зарубежные поставщики были заменены отечественными. Это позволяет бесперебойно обеспечивать основные каналы продаж продукцией компании. По моей оценке, глобальных изменений в нашей отрасли в России не произошло. Спрос на чистую питьевую воду продолжает расти. Наличие на российском рынке недорогих водоочистителей, произведённых в Китае, не оказывает серьёзного влияния на деятельность компании, потому что более 50% потребителей фильтров для воды используют фильтры марки "Аквафор".
Замглавы по международным вопросам и связям с общественностью УК "Норебо" Сергей Сенников:
Существенных негативных изменений в работе компании мы не видим, продолжается стабильное развитие в соответствии с принятыми планами, в том числе подготовка к постройке новых отделений и расширению производственной базы. Появились сложности с прохождением валютных платежей, логистикой, поставкой импорт ного оборудования и запчастей, а также сервисом и обслуживанием производителей оборудования фабрики. Но компания изыскивает альтернативные пути проведения платежей, логистика всё–таки работает, и все грузы отгружаются.
Перспективы работы определяются текущей обстановкой. Подавляющее число зарубежных покупателей продукции «ПМ+» проявляют неизменный интерес к продукции, но США и Канада ввели запрет на ввоз рыбы и рыбопродукции из РФ, а Великобритания — 35% пошлины. Тем не менее продукция стабильно поставляется на основные традиционные рынки (Европа, Великобритания, РФ). Ведётся и работа по более плотному и качественному присутствию на внутреннем рынке и поиску альтернативных рынков сбыта.
Пресс-служба ОСК:
В судостроении загрузка предприятий (стапельное расписание) формируется на несколько лет вперёд. В этом есть очевидные плюсы, которые обеспечивают стабильную работу заводов. ОСК и большинство входящих в неё верфей и конструкторских бюро столкнулись с внешними ограничениями ещё в 2014–м. Уже тогда мы принимали все возможные меры для обеспечения технологического суверенитета отечественного судостроения. Результат наглядно виден на предприятиях, работающих с гособоронзаказом: уровень локализации приблизился к 100 %.
В части гражданских заказов есть определённые трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих. Это связано прежде всего с невыполнением зарубежными партнёрами своих договорных обязательств, причём ввиду исключительно политических, конъюнктурных причин. Замещение на альтернативные решения может повлиять на параметры уже строящихся заказов. Однако ОСК не только ищет альтернативных поставщиков, но и развивает необходимое производство в контуре компании. Так, например, Центр пропульсивных систем ЦС «Звёздочка» (входит в состав ОСК) уже освоил производство отечественных винторулевых колонок и планирует развивать выпуск подруливающих устройств и колонок высокого ледового класса.
У России есть всё необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ.
ПАО "Северсталь"
Первая половина 2022–го была чрезвычайно сложной для российских металлургов и компании "Северсталь". На фоне санкционного давления компания была вынуждена принять срочные меры для сохранения стабильности бизнеса. Так, после полного закрытия экспорта стали в страны ЕС нам пришлось переориентировать продажи на другие, менее маржинальные рынки, а также перестроить нашу цепочку закупок товарно–материальных ценностей для обеспечения работы предприятий. Затруднённый доступ к экспорту сопровождался значительным снижением внутреннего спроса и цен, резким укреплением рубля, что оказало давление на результаты компании.
Разумеется, на фоне новых экономических условий и закрытия ряда маржинальных рынков компаниям металлургической отрасли требуется поддержка со стороны государства по недопущению дальнейшего падения загрузки производственных мощностей. В свою очередь, "Северсталь" поддерживает инициативы правительства РФ по увеличению металлопотребления в России и заявляет о готовности принимать активное участие в реализации инфраструктурных проектов в стране.
Пресс–служба компании Biocad
Biocad продолжает работу в соответствии с производственной программой на 2022 год, включая подготовку к выводу на рынок нескольких оригинальных лекарственных препаратов, реализует более 20 активных клинических исследований в разных стадиях. До конца года планируем запуск пяти новых клинических исследований: в отношении препаратов для терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний (меланома, немелкоклеточный рак лёгкого, рак головы и шеи, рак молочной железы, почечно– клеточный рак и ревматоидный артрит). Все наши препараты биологического происхождения и часть препаратов химического происхождения производятся по полному циклу на территории РФ.
Есть потребность в расходных материалах, сырье, реагентах и т. д., но мы принимаем все необходимые меры для обеспечения непрерывного производства, ведём работу по диверсификации закупок и поиску альтернатив расходным материалам. По части товаров источники поставки определены. Мы убеждены, что производственный и научный потенциал российской фармпромышленности способен обеспечить доступность любых необходимых препаратов, в том числе высокоэффективных лекарственных средств для терапии тяжёлых социально значимых заболеваний. По ряду нозологических групп отечественная фармацевтическая отрасль способна выпустить на рынок инновационные разработки, аналогов которым по принципу действия и эффективности нет в мире.
Генеральный директор "Герофарм" Петр Родионов:
Несмотря на продолжающуюся пандемию, политическую и экономическую ситуацию в мире, нам удаётся продолжать выпуск уже имеющихся в портфеле лекарственных средств и разрабатывать новые, в том числе для лечения COVID. Этому способствуют результаты ранее проделанной работы. Есть и изменения, обусловленные в том числе внешнеполитическими факторами.
В планах компании создавать новые продукты, совершенствовать внутренние процессы и взаимодействие с контрагентами, в том числе ускорить процесс фармразработки за счёт компьютерного моделирования и сокращения сроков трансфера технологий на производство. Так пациенты смогут быстрее получать доступ к новым медикаментам. Государство должно поддерживать работу фармкомпаний и научных организаций, занимающихся фундаментальными исследованиями. Важно создавать условия и площадки для взаимодействия науки и бизнеса, совершенствовать регуляторику, развивать смежные отрасли. Это позволит полноценно заместить иностранные медикаменты и увеличить объём несырьевого экспорта.