"ВКонтакте" объявило о "бесшовной интеграции" разного рода госуслуг. Эксперты полагают, что популярная соцсеть родом из Петербурга постепенно трансформируется в аналог китайских сервисов.
Вчера генеральный директор VK Владимир Кириенко на форуме Kazan Digital Week заявил, что во "ВКонтакте" будут интегрированы популярные госуслуги. "Появится раздел “Здоровье”, благодаря которому пользователям будет доступна запись к врачу, а также раздел “Авто”. Будет доступно и получение госуведомлений в VK–мессенджер", — пояснил он.
Глава Минцифры Максут Шадаев добавил к этому, что госорганы должны пользоваться соцсетями, чтобы гражданам было проще взаимодействовать с государством. Особо при этом был выделен региональный аспект. "Мы понимаем, что пользователей волнует региональная информационная повестка, новости территорий, на которых они живут. Все региональные ведомства при помощи госпабликов получат одинаковый инструментарий, от региона нужны будут только креатив и контент", — пообещал министр.
Китайский вариант
Основательница маркетингового агентства "Брусника"Теххи Полонская отмечает, что это выглядит как своеобразное слияние с "Госуслугами". "Это напоминает систему, которая работает в Китае, где также ведомства и органы в соцсетях взаимодействуют с пользователями. При этом есть возможность через специальную систему оплачивать товары, например через QR–код вы можете оплатить покупку даже у продавца апельсинов на улице", — рассказала она.
По мнению Полонской, это может сигнализировать об усилении контроля государства над соцсетью. Такая тенденция способна вызвать некоторый отток пользователей. Но у "ВКонтакте" слишком большая аудитория, так что это будет незначительным явлением.
"Если абстрагироваться и подумать об удобстве взаимодействия с государственным аппаратом, то интеграция услуг — это позитивное явление. Вообще мало в каких государствах есть настолько качественная и функциональная система взаимодействия с госорганами, как у нас в “Госуслугах”. Правда, сам сайт вряд ли можно назвать user–friendly, поэтому такая коллаборация для обычных граждан будет более удобной", — добавила она.
Ася Шабалина, digital–директор коммуникационного агентства iTrend, напоминает: Максут Шадаев заявил, что интегрировать будут "самые популярные госуслуги". То есть о полном слиянии с функционалом портала "Госуслуг" речь не идёт. Пока названные услуги для интеграции — достаточно простые. Этот функционал дублируется и на некоторых других порталах (например, "Здоровье петербуржца").
"Интересы “ВКонтакте” понятны: соцсеть заинтересована в том, чтобы у аудитории было больше причин заходить в приложение или на сайт. Выиграть от такой интеграции может и бизнес, связанный с интегрированными услугами. Например, диагностические центры, центры страхования и даже частные клиники. Условно, не удалось взять номерок к врачу — вот тебе реклама коммерческого центра", — рассуждает она.
Галочка для избранных
Теххи Полонская предполагает, что вскоре может появиться механизм синхронизации профилей "ВКонтакте" и "Госуслуг". "Например, у нас есть голубая галочка, которая сигнализирует о том, что человек настоящий. Возможно, у тех, кто пользуется “Госуслугами” через соцсеть, тоже появятся такие галочки. Причём они могут быть настолько привлекательными, что пользователям захочется пользоваться подобным сервисом. Это будет стимулировать людей предоставлять свои данные и синхронизироваться с сервисами. Если так произойдёт, то все опции “Госуслуг” станут так или иначе доступны в соцсети. Может быть, даже что–то встроится в основной интерфейс “ВКонтакте”", — говорит она.
На этом фоне довольно остро встаёт вечно актуальный вопрос хранения данных пользователей, ведь разнообразные утечки в последнее время участились. Ася Шабалина обращает внимание на то, что рассылка уведомлений в привязке к номеру телефона уже давно реализована во ВК для коммерческих компаний — этим особенно широко пользуются службы доставки и маркетплейсы. Информация из профиля при этом недоступна отправителям. На этом примере она предположила, что большого числа дополнительных данных "ВКонтакте" и не понадобится — интегрировать будут те услуги, которые предполагают наименьшие риски.
Теххи Полонская, в свою очередь, отмечает, что все данные, которые хранятся в соцсетях, кроме скрытых данных (телефон, почта), можно подвергнуть парсингу. Через него можно проследить статусы пользователей, посты по ключевым словам, друзей и интересы.
"Вопрос тут — будут ли доступы к телефонам и почте. Если в договоре оферты по предоставлению данных это будет прописано, то “Госуслуги” могут получить доступ и к другим данным. То есть пользователь сам решает, либо пользоваться удобными “плюшками”, либо предоставлять ещё одни данные о себе", — заключает она.
Технологичный призыв
Одна из самых болезненных тем последних дней — возможность получить повестку из военкомата в электронной форме. В Минцифры отмечали, что подобного делать не станут, но пользователи продолжают массово запрещать рассылать себе уведомления из личного кабинета "Госуслуг". Полонская отмечает, что в принципе встроить могут любые услуги и повесток это тоже касается.
"Нужно понимать, что если такая синхронизация произойдёт, то получение повестки через VK будет возможно настолько же, как и получение информации о задолженности и готовности документа. Пользователь сам должен принимать решение о синхронизации. От себя добавлю, что у нас и так давно существует практика поиска призывников через соцсети, особенно если кто–то уклоняется от армии. Просто у госорганов появляется более широкое поле, чтобы делать это официально и более технологизированно", — заметила она.