Серые "яблоки": покупателям и продавцам новых iPhone грозит большая опасность

Автор фото: РИА "Новости"

Петербуржцы предзаказывают новые iPhone активнее, чем в прошлом году. Но смогут ли они их законно получить — большой вопрос.

В МТС корреспонденту "ДП" сообщили, что на текущий момент у них вдвое больше оплаченных предзаказов на iPhone 14, чем было на предыдущую модель за аналогичный период прошлого года. Тенденция в Петербурге полностью совпадает с общероссийской.

Выбор знатоков

По статистике МТС, чаще всего петербуржцы выбирают версии Pro и Pro Max — на них приходится более 70% предзаказов. Самый популярный цвет — фиолетовый. Реже всего жители Петербурга выбирают базовый iPhonе 14 с минимальным объёмом памяти 128 ГБ.
В "МегаФоне" при этом отмечают, что количество предзаказов на новую модель iPhone сопоставимо с уровнем прошлого года. Спрос на гаджеты с технологией eSim составляет 9% от общего числа продаж. При этом в период с июля по сентябрь текущего года в Северной столице iPhone не были самой популярной моделью телефонов — чаще всего продавались смартфоны от Xiaomi, Realme и Samsung.
В "Ситилинке" также начали собирать заявки на iPhone и планируют первыми сообщить о старте продаж оставившим заявку. "Данные по Петербургу соответствуют федеральной тенденции: самой популярной моделью является iPhone 14 Pro Max. Количество заявок на эту модель в 2 раза больше, чем на iPhone 14 Pro. Далее по популярности следуют iPhone 14 и 14 Plus", — сообщили в компании.
На маркетплейсах пользователи тоже активно интересуются новым iPhone. "Смартфоны Apple стабильно пользуются высокой популярностью. На маркетплейсе уже есть новый модельный ряд в каталоге, любое устройство можно добавить в избранное в личном кабинете или подписаться на уведомление о поступлении", — рассказали в Ozon.
В компании добавили, что петербуржцы активно используют обе функции в этом году, чтобы не упустить старт продаж. По моделям у жителей Петербурга наиболее желанной сейчас является версия Pro Max с объёмом памяти 256 ГБ.

Запутались в законах

При этом на днях Российская ассоциация торговых компаний электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) заявила, что новые модели смартфонов не могут легально обращаться на российском рынке без специальных сертификатов и документов.
В частности, требуются документы, подтверждающие соответствие устройства обязательным требованиям, установленным техническими регламентами ЕАЭС; а также нотификация о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, зарегистрированная в Едином реестре нотификаций ЕАЭС, или заключение (разрешительный документ), выданное Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.
Изначально представители РАТЭК подчёркивали, что им неизвестно, чтобы кто–нибудь в России или ЕАЭС получал нужные документы. Но к вечеру 20 сентября эта фраза из текста заявления на официальном сайте организации исчезла.
Генеральный директор INFOline Иван Федяков отмечает, что коллизия возникла из–за плохо продуманной схемы ввоза техники.
"Минпромторг разрешил параллельный импорт, и ретейлеры могут продавать продукцию без согласия правообладателя, что и произошло с импортом iPhone. Но, с другой стороны, есть множество других законодательных актов, которые требуют соблюдения определённых правил, — соответствие стандартам связи, качества, разрешение от ФСБ и так далее. Понятно, что вся продукция, ввозимая по параллельному импорту, является оригинальной. Но формально правообладатель не получал разрешений на ввоз и не согласовывал документацию с органами власти. Поэтому продажа подобной продукции вступает в конфликт с соблюдением других актов, за которые может грозить административная и в некоторых случаях даже уголовная ответственность", — объясняет эксперт.

Привезли в чемоданах

В качестве примера эксперт приводит случай, когда компания Apple согласилась исполнять нормы закона об обязательной предустановке на гаджеты российского софта. Но на новых ввозимых устройствах подобной предустановки быть не может — ведь правообладатель официально гаджеты в страну не ввозит. Требования при этом никто не отменял. Поэтому, считает Федяков, любого, кто торгует подобной техникой, можно привлечь по целому ряду статей.
"Параллельный импорт был изначально обречён на провал. Он плохо продуман и нелогичен. Указ о разрешении параллельного импорта был принят почти полгода назад, при этом президент только в июне подписал изменения в Уголовный и Административный кодексы и отменил ответственность за ввоз техники без согласования с правообладателем. Техника попадает под действие десятков различных актов и форм регулирования, и по многим из них есть также административная и уголовная ответственность. То есть формально можно ввозить и торговать, но ты рискуешь ответить за это по закону", — заключает эксперт.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, прямо называет новые iPhone контрабандой. "Это не параллельный импорт, это привезли в чемоданах. Параллельным импортом компании не воспользовались из–за срока доставки, а товары по параллельному импорту появятся в конце месяца", — утверждает он.
Ретейлеры, которым "ДП" адресовал вопросы по поводу заявления РАТЭК, воздержались от комментариев.