Дискаунтеры штурмуют Петербург: на рынок города выходит компания с Урала

Автор фото: Ермохин Сергей

В Петербург собирается выйти жёсткий дискаунтер с Урала "Доброцен". Наряду со своим основным конкурентом "Светофором" — это одна из самых динамично развивающихся торговых сетей в России. Но в Петербурге "Светофор" пока не сумел достичь изначально заявленных целей, отмечают участники рынка.

Сеть "Доброцен" приступила к активным поискам помещений в Петербурге для открытия своих магазинов. Согласно запросам, рассматриваются варианты от 400 до 2,2 тыс. м2 с парковками от 15 машино-мест. Значимым требованием является нагрузка на пол от 1,5 т на 1 м2.
Первые соглашения могут быть заключены в начале следующего года, сказал "Деловому Петербургу" директор по развитию сети Денис Анахин. "Пока смотрим площадки", — сказал он.
"Ресурс для развития есть, просто мы высокую арендную плату отказываемся платить. Стройкой и ремонтом не занимаемся, берём только готовые помещения", — пояснил Денис Анахин.
У компании "Доброцен" работает офис в Петербурге, открыто более 10 вакансий. Несколько магазинов работают в Ленинградской области.
Первый магазин "Доброцен" открылся в 2016 году в Красноуфимске Свердловской области. Сеть стремительно развивается в разных регионах страны, а также в Белоруссии, Армении и Узбекистане. Магазины открываются в том числе по франшизе (в Петербург сеть заходит через головную компанию). "Доброцен" принадлежит свердловскому предпринимателю Вадиму Терещенко. Формат магазинов — жёсткий дискаунтер: товар выкладывается на пол на паллетах и в коробках.
По данным INFOLine, за первое полугодие 2022 года сеть "Доброцен" увеличила свои обороты на 92%, показав наибольший прирост в сегменте дискаунтеров. В абсолютных величинах компания уступила лишь своему основному конкуренту — сети "Светофор", оборот которой составил 292 млрд рублей против 43,5 млрд у "Доброцена". Обе компании также упоминаются в числе лидеров по количеству открытий новых магазинов.
"Светофор" вышел в Петербург в 2017 году. Анонсировалось открытие около 50 магазинов, но в реальности в городе на данный момент работает всего 15 "Светофоров". Директор по развитию региона Санкт-Петербург сети "Светофор" Александр Митрохин говорит, что до конца этого года и в начале следующего их число планируется удвоить. Появления конкурента он не боится. "Их условия менее интересны собственникам помещений, чем наши, поэтому собственники больше склоняются к "Светофору", — полагает Александр Митрохин.
Основная проблема обеих компаний может заключаться в требованиях, которые они предъявляют к помещениям. "Основные факторы, усложняющие поиск подходящих помещений, — это дополнительная нагрузка на перекрытия и наличие большого количества парковочных мест, — говорит руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St.Petersburg Анна Лапченко. — Такие требования объясняются форматом работы дискаунтеров, которые в торговых залах размещают паллеты с максимальной выкладкой товара и ориентированы на оптовые закупки. Собственники торговой сети готовы рассматривать помещения со ставкой аренды до 1000 рублей за 1 м2, но количество подходящих объектов, удовлетворяющих заявленным требованиям, в городе ограничено, поэтому "Доброцен" будет конкурировать за них со "Светофором" и другими магазинами, работающими в сегменте дискаунтеров".
"Очень сложно сочетать в одном объекте характеристики огромных нагрузок на пол и высокой плотности населения, — подтверждает директор департамента инвестиций в недвижимость компании Maris Алексей Федоров. — Требование нагрузки сразу отсекает практически все многоэтажные дома, оставляя в рассмотрении только отдельно стоящие здания. Но такие объекты, особенно с парковкой, чрезвычайно востребованы у общепита, который может позволить себе гораздо большие арендные ставки. Поэтому есть скепсис в отношении перспектив развития новой сети".
Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов считает, что у жёстких дискаунтеров сейчас удачный момент для развития. "В нашей стране такие форматы востребованы всегда, — говорит он. — А когда у населения с доходами становится похуже, такие форматы являются ещё более посещаемыми".