Здесь был Ди Каприо: кинотуризм компенсирует регионам затраты на съёмки

Автор фото: ТАСС

Программа компенсации части затрат на кинопроизводство из бюджета региона, где проходили съёмки, успешно развивается во всём мире. В России к ней пока лишь присматриваются.

В финальных титрах фильмов нередко можно увидеть следующую информацию: "Съёмки проходили в таком–то городе, районе, кантоне, местности…". По данным исследования, проведённого в 2018 году агентством Tourism Competitive Intelligence, не менее 80 млн туристов выбрали в качестве финальной точки своих маршрутов места съёмок любимых фильмов или сериалов. Кинотуризм существует уже не одно десятилетие, но перед пандемией он достиг невиданного прежде размаха: по разным оценкам, благодаря киноиндустрии количество визитёров выросло вдвое. И большое место в преуспевании занимает система рибейтов, предполагающая компенсацию части затрат на киносъёмки из местного бюджета.

Опыт заграницы

Система кинорибейтов появилась в 1940–х годах в США и Канаде. Правда, тогда она состояла в том, что определённые люди выступали связующими между местными властями и съёмочными группами, решая сугубо практические вопросы. Со временем их функционал расширился и подобная посредническая практика начала распространяться по миру, трансформируясь под нужды и особенности принимающей стороны. Помимо законодательных актов для запуска рибейтов необходима кинокомиссия — некоммерческая общественная организация, в чьи функции входит поддержка работы медиагрупп и обеспечение необходимым для съёмок. Главных целей, как правило, две — развитие киноиндустрии и региона. Сегодня во всём мире действует свыше 1000 кинокомиссий, которые оказывают кинематографистам различного рода услуги: договариваются с местными властями, помогают преодолеть бюрократические барьеры, решают разнообразные оргвопросы.
Если фильм в той или иной местности снимает известный режиссёр, в перспективе это гарантирует рост интереса к региону или стране и — как следствие — рост турпотоков. Непосредственно во время съёмок привлекаются местные профессиональные кадры, используется инфраструктура и все возможности, которые предоставляют власти, а средства, которые тратят зарубежные кинокомпании, остаются в местной же казне. В пользу рибейтов говорит удачный зарубежный опыт. Пожалуй, самый известный пример — масштабное паломничество фанатов и просто любопытствующих к местам съёмок трилогии "Властелин колец". С момента выхода её первой части турпотоки выросли на 40%. "Игра престолов" также резко повысила интерес туристов к Хорватии, где снимался сериал. Старинные живописные замки, здания, районы (крепость Ловриенац, башня Минчета, Старый город Дубровника) и даже целые города (Шибеник) попали в орбиту интересов путешественников, что приятно отразилось на экономике принимающей территории.
Ещё одна страна, где любят работать иностранные киносъёмочные группы, — Чехия. Здесь снимали не только "Амадея" (1984), в котором Прага "превращалась" в Вену, но и первую часть фильма "Миссия невыполнима", "Идентификацию Борна", "Казино “Рояль”", "Ирландца", "Человека–Паука: вдали от дома", сериал "Сокол и Зимний солдат", "Серого человека", ставшего самой дорогой картиной в истории Netflix. Согласно данным Чешского киноцентра, в 2015 году в Чешской Республике было снято более трёх десятков международных фильмов и телепроектов, на которые потратили больше $168 млн. В 2018–м расходы иностранных кинокомпаний выросли, достигнув почти $193 млн. Cтремление в первую очередь голливудских продюсеров снимать здесь имеет рациональное объяснение: можно существенно сократить расходы, а пражская архитектура способна "мимикрировать" практически под любую европейскую.
Серьёзным стимулом стала введённая в 2010 году система рибейтов, которая предполагает возврат 20% производственных затрат (в том числе и на финальной стадии). Надо ли говорить, что от желающих нет отбоя? Индустриальные иностранные траты на территории Чехии с той поры выросли почти в 5 раз. Денежная чаша, разумеется, не бездонна: схема рибейтов предусматривает конечность предоставляемых государственных средств. На указанные цели выделяется определённая сумма (каждое государство или регион сами устанавливают и процент возврата, и общую сумму), которую вполне может выбрать за один раз масштабный проект. Процедура предусматривает конкурс, в результате которого победители и получат желаемое возмещение затрат.

Успешный успех

В России обсуждать возможность введения рибейтов начали больше 5 лет назад. Дискуссии то оживали, то замирали, приводились аргументы и примеры экономического подъёма конкретных мест, где проходили съёмки, чиновники то уже объявляли о запуске системы, то отправляли соответствующие законодательные акты на доработку. Наконец, в 2016–м система рибейтов была запущена и первым регионом, где её решили опробовать, стал Приморский край. Немного позже добавили ещё два — Калининградскую и Астраханскую области. Приморье готово было вернуть до 15% затраченных средств, компенсируя расходы на проживание, переезды и другие статьи. Калининградское правительство проявило бόльшую щедрость: за съёмки в этом регионе сумма возврата составила до 20 млн рублей.
Самый, пожалуй, известный отечественный пример влияния кинематографа на туризм — выход "Левиафана" Андрея Звягинцева. Благодаря этой кинокартине село Териберка прославилось на всю страну и за её пределами и туристы валом повалили в Мурманскую область. Итогом ажиотажа стало строительство ресторана, а также нескольких гостиниц и хостелов, чтобы разместить всех желающих прикоснуться к русской хтони. Правда, вся активность случилась до внедрения программы рибейтов. Но такие сюжеты не могут не вдохновлять. Регионам выгодно принимать съёмочные группы, так как это приводит к появлению новых рабочих мест для живущих здесь, позволяет развивать туризм и получать инвестиции в свою экономику.
На сайте Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) говорится о совместном с Агентством стратегических инициатив (АСИ) проекте "Кино России", который направлен на создание благоприятных условий для кино– и телепроизводства в регионах РФ. На сегодня 10 субъектов готовы оказать поддержку кинематографистам: самый большой бюджет у Петербурга (150 млн рублей), самый маленький — у Республики Карелия (10 млн рублей). Но пока отечественные примеры далеки от успехов европейских коллег. Так, фильм "На районе", первым получивший возврат по системе рибейтов, был разбит критиками, холодно принят зрителями и в прокате благополучно провалился. Такая же история с кинокартиной "Спасти Ленинград" и ещё целым рядом проектов, получивших поддержку, но в итоге даже не сумевших окупить затраты на производство.
Позитивный опыт использования системы рибейтов есть у Калининградской области. За 5 лет она, по словам губернатора Антона Алиханова, принесла в экономику региона около 1 млрд рублей.

Побочные эффекты

Перспективы, которые сулит такая система отношений региональных властей и кинематографистов, имеют и отрицательные стороны. Например, баланс экосистемы Териберки нарушился из–за возросшего турпотока. Похожая история случилась с островом Пхипхи–Лей, где снимался триллер "Пляж" с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Да и сами жители той или иной местности не всегда рады пришельцам из внешнего мира, нередко разрушающим привычный образ жизни. Есть ещё пример штата Мичиган, чьё руководство осталось недовольно размером киноинвестиций и программа компенсаций за съёмки прекратила своё существование.
Просчитать, каким окажется побочный эффект и будет ли он вообще, представляется занятием затруднительным. Очевидно, что программа рибейтов в настоящих обстоятельствах способна поддержать отечественное кинопроизводство. Другой вопрос — сколько оно сможет продержаться, если финальный продукт будет негде показывать. И некому.