Смольный собрался удвоить объёмы промышленного туризма

Автор фото: Ермохин Сергей

Агентство стратегических инициатив подготовило 22 предприятия Петербурга к тому, чтобы принимать туристов и показывать им, как устроена их деятельность изнутри. Участвуя в этой программе, Смольный намерен удвоить объёмы промышленного туризма в городе. Для компаний это возможность продвигать свою продукцию и HR-бренд.

В этом году 22 петербургских предприятия прошли подготовку в акселераторе по промышленному туризму Агентства стратегических инициатив, рассказал на пресс-конференции в четверг, 25 августа, глава комитета по туризму Петербурга Сергей Корнеев. Петербург вошёл в перечень пилотных регионов, которые направили туда свои предприятия.
В первом потоке участвовали Императорский фарфоровый завод, "Русские самоцветы", "ОДК-Климов", завод "Равенство", пивоваренная компания "Балтика", часовой завод "Ракета", "БСХ Бытовые приборы", порт Бронка, завод "Тайм триал", завод "Картонтоль". Во второй вошли Средне-Невский судостроительный завод, Адмиралтейские верфи, Пролетарский завод, Кировский завод, Центр технологии судостроения и судоремонта, винно-коньячный завод "Дагвино", Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени Кирова, фармацевтический холдинг БСС, "Гознак", Академия машиностроения им. Котина, отели "Новый Петергоф" и "Прибалтийская", Музей железных дорог России. На данный момент все они сдали экзамены.
Как пояснил "Деловому Петербургу" генеральный директор СПб ГБУ "Городское туристско-информационное бюро" Юрий Богданов, отели хотят показать, как устроены технологии их работы. А Музей РЖД готов продемонстрировать ремонтные работы на поездах и вагонах, прежде чем они становятся экспонатами музея.
С 1 октября в акселераторе начнётся новый курс. "Сейчас у нас уже девять заявок от промышленных предприятий. Это и пищевая промышленность, и предприятия двойного назначения, и судостроительные предприятия. Мы пытаемся охватить широкий спектр возможностей Петербурга и показать его туристам", — отметил Юрий Богданов.
Накануне комитет по туризму провёл воркшоп для шести из вышеперечисленных предприятий и 50 туроператоров. По словам заместителя генерального директора завода "Дагвино" Владимира Матюшечкина, по итогам воркшопа 25 туроператоров выразили желание посетить экскурсию на предприятие. "Конверсия 50% на промежуточный результат — я считаю, что это очень эффективно", — сделал вывод Владимир Матюшечкин.

История и планы

Промышленный туризм существует давно, в том числе в Петербурге. "Экскурсии на нашем предприятии проводились ещё во времена Российской империи, — рассказала заместитель генерального директора по связям с общественностью завода "Ракета" Екатерина Крещик. — Очень активно они проводились в советское время. И сейчас мы поддерживаем эту традицию, приглашаем туристов".
"Приходя к нам на экскурсию, вы не просто узнаёте об истории, не просто смотрите экспонаты за стеклом — у вас происходит полное погружение. Вы проходите в цех механобработки, проходите мимо токарного станка, из которого прямо сейчас выходит ось для часов", — говорит она. Похожим образом описывают свои экскурсии и другие предприятия — турист должен увидеть производственный процесс "вживую".
Сейчас "Ракета" расширяет свою туристическую инфраструктуру. С 1 июля открыто арт-пространство, в котором начинаются экскурсии; в штате появился экскурсовод (раньше эти функции выполнялись по совместительству).
Общие объёмы промышленного туризма в Петербурге профильный комитет не подсчитывал, но они известны по отдельным предприятиям. Так, по словам Екатерины Крещик, до пандемии "Ракету" посещало 2-2,5 тыс. туристов в год. Сейчас их число уже превышает 500 человек в месяц. На заводе "Дагвино" было 1,5-2 тыс. туристов, свой потенциал предприятие оценивает в 5 тыс.
"Рост интереса на 30-50% мы, наверное, можем констатировать с прицелом на двукратное увеличение в следующем году", — сделал вывод Сергей Корнеев.
По словам Юрия Богданова, сейчас разрабатывается четырёхдневный туристический маршрут на судостроительные предприятия города. Для этого необходимо решить ряд проблем, связанных с режимом работы заводов, допусками посторонних и т.д. Но ОСК поддерживает проект, добавил Юрий Богданов. По его словам, он может быть реализован уже в следующем году.

Кому это нужно

Основной мотив развития туристических программ для предприятий — продвижение своей продукции. Кроме того, это способ привлечения будущего персонала, особенно когда речь идёт о школьных экскурсиях. Наконец, речь идёт и о прямом доходе. Например, экскурсия на "Дагвино" стоит 1,5 тыс. рублей с человека.
"Интерес производственных предприятий к нашей программе превзошёл наши ожидания. И у каждого предприятия свои причины", — рассуждает Сергей Корнеев.
Участники туристического рынка подтверждают интерес к данному направлению. "Сейчас турист хочет видеть настоящую жизнь, — говорит исполнительный директор туроператора "Невские сезоны" Кирилл Соколов. — То есть, приезжая в Санкт-Петербург, он хочет ходить в те рестораны, в которые ходят петербуржцы, он хочет отдыхать там, где отдыхают петербуржцы, и в том числе он хочет видеть, где петербуржцы работают. Поэтому, конечно, промышленный туризм — это очень интересное направление".
"Проект "Промышленный туризм" мы между собой называем "классика и современность", потому что объекты, которые показывают в данном проекте, очень хорошо вписываются в историческую концепцию нашего города, — подчеркнула генеральный директор "Бюро путешествий Толстовский дом" Софья Шейнина. — С нашей точки зрения, это достаточно интересная история и, надеюсь, у неё будет большое и красивое продолжение".