Си и Нэнси: третья мировая отменяется

Автор фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Визит Нэнси Пелоси на Тайвань не спровоцировал глобальную войну, но потрепал нервы всему миру. Лидера Китая Си Цзиньпиня теперь критикуют за нерешительность, а Белый Дом называют провокатором и разжигателем очередного конфликта. Явных победителей в этом конфликте нет. Только если не считать сервис Flightradar, для которого авантюрный полёт третьего человека в политической иерархии США превратился в образцовый PR-кейс.

События минувшей недели вошли в историю как Тайваньский кризис. И не будет преувеличением сказать, что невероятный ажиотаж вокруг рейса с Нэнси Пелоси затмил даже самые напряжённые моменты Холодной войны. Всё благодаря современным медиа: миллионы людей могли следить за самолётом в прямом эфире. В учебниках об этом написать не успели, но объёмная статья в Википедии уже появилась.
Однако до кульминации кризиса ещё далеко. Может, бахнет, но потом. А пока наступила война мнений, взаимных упрёков и угроз.
"Эта поездка приведёт к падению авторитета США в мире. Потому что она явно показала, что США путём авантюры готовы создать кризис на пустом месте. Поездка Пелоси показала, что хаос нарастает в политике Вашингтона. Теперь ещё большее число стран захочет дистанцироваться от Вашингтона. Никто не хочет зависеть от сумасшедших. Сила воли нужна в важных делах. Рисковать мировой безопасностью чтобы потроллить Си и очень умеренно ведущий себя Китай — это не сила воли, а безумный авантюризм", — пишет в своём Telegram-канале директор Института политических исследований Сергей Марков.
Впрочем, с тезисом о том, кто кому диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу, можно поспорить. Достаточно посмотреть на список крупнейших торговых партнёров США, чтобы понять — никакого реального конфликта между Штатами и Китаем случиться не могло. Слишком зависимы эти страны друг от друга, слишком много миллиардов долларов крутится между ними. Тайвань, несмотря на свои размеры, также имеет огромное влияние как на экономику Штатов, так и на Поднебесную. Поэтому Белому дому необходимо было устроить показательную акцию, чтобы на всякий случай обезопасить, а в идеале даже укрепить свои рынки. И время для этого было выбрано как никогда подходящее.
По мнению экономиста, директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, изначально было ясно, что Китай, крайне зависимый и от Америки, и от того же Тайваня, ничего решительно не предпримет, ограничившись сотрясанием воздуха и "резкими осуждениями". Тем не менее, эксперт полагает, что случившийся демарш выглядит неординарно, и в какой-то степени отражает растущие слабости самого Китая.
"Председатель Си, давно уже возомнивший себя как минимум новым Мао a как максимум — спустившимся на землю божеством, на предстоящем осенью съезде КПК намерен нарушить традицию ограничения пребывания лидера у власти двумя сроками. Для этого уже изменены и Устав партии, и Конституция. Однако экономика Китая, десятилетиями остававшаяся главным элементом его сверхдержавности, находится не в лучшем состоянии. Темпы экономического роста упали с 10,6% за год до прихода Си к власти дo обещаемых сейчас по итогам года 5.5%. Этот умеренный рост (во втором квартале, кстати, он составил всего 0,4% в годовом исчислении) "куплен" вдвое выросшей в "эпоху Си" закредитованностью (сейчас долг центрального и местных правительств, а также госкомпаний составляет 178% ВВП и в 10 раз превышает самые большие в мире золотовалютные резервы страны). С начала года индекс потребительной уверенности сократился со 120 до рекордно низких 86,8 пункта, фондовый рынок за последние семь лет потерял 40%, а объём необслуживаемых кредитов за время правления Си вырос в пять раз. На последнем заседании Политбюро, посвящённом экономическим вопросам, выступавшие предпочитали произносить как можно меньше конкретных цифр. Судя по всему, активное обсуждение темы Тайваня, начавшееся в последние пару лет, отчасти было призвано переключить внимание подданных на более выигрышные геополитические темы — тем более, что США признали в Китае главного геополитического соперника", — рассуждает экономист специально для Telegram-канала "Кремлёвский безБашенник".
В визите Нэнси Пелоси на Тайвань усматривается и внутриполитическая составляющая. Такой шаг мог быть вызван необходимостью подправить имидж демократической партии накануне выборов.
Впрочем, какие бы цели не преследовала Пелоси, США преднамеренно пошли на провокацию, считают в Центре геополитеческих прогнозов GEOFOR.
"Видимо в Белом доме и окрестностях решили, что на китайском направлении настала пора более решительных действий. Судя по первой реакции Пекина, можно предположить, что визит станет водоразделом в китайско-американских отношениях: до и после. Собственно, и раньше было понятно, что размежевание этих двух супердержав неизбежно и будет предварять их столкновение в том или ином виде. Вопрос был только один — когда? Вся политика Пекина и официальные заявления были направлены на то, чтобы как минимум этот процесс отсрочить, а как максимум — провести по возможности с наименьшими потерями. А американцы видят свой интерес в обратном. Для них конфликты — это способ удержать свое глобальное господство, а конфликт с участием Китая позволяет ещё и создать проблемы своему главному конкуренту", — резюмируют эксперты организации.