Ни казне, ни людям: обнуление НДС для гостиниц добавило хлопот туротрасли

Автор фото: shutterstock

Обнуление НДС поставило гостиничный бизнес и туроператоров в неравные условия. По итогам первого месяца мерой господдержки оказались не очень довольны как те, кого она обошла, так и те, кто имеет возможность ею воспользоваться.

Обнулить ставку НДС для отелей с 1 июля было решено ещё весной в качестве мер поддержки в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Российская ставка налога 20% являлась одной из самых высоких в мире. Для сравнения: по данным Ассоциации туроператоров (АТОР), нулевая ставка НДС для гостиниц действует в Израиле, ОАЭ, Сингапуре и ряде других стран. В Китае ставка НДС для гостиниц составляет 9%, в странах Евросоюза — в среднем 7–8%, в Таиланде — 7%.
Отельеры, вот уже третий год подряд существующие в режиме выживания сначала из–за ковида, а затем из–за международной обстановки, не раз просили разгрузить их от избыточного налогового бремени. Разумеется, терять отрасль, которая приносит в федеральный и региональный бюджеты солидные средства, нельзя.
Для Петербурга это особенно актуально: по данным комитета по развитию туризма, в 2021 году налоговые поступления от индустрии туризма в городскую казну составили 26,8 млрд рублей, а её общий вклад в экономику города оценивается в 233,9 млрд рублей. Однако попытка решить проблему при помощи резких движений с НДС разбалансировала сложившуюся систему отношений между игроками рынка и обернулась новыми трудностями.
Как пояснили в пресс–службе Российского союза туриндустрии (РСТ) на Северо–Западе, обнуление ставки выводит из налогооблагаемой базы только стоимость проживания. Питание и дополнительные услуги по–прежнему облагаются НДС. Как следствие, гостиницам приходится вести затратный раздельный учёт, который неудобен всем. Кроме того, поскольку услуги питания в кафе и ресторанах от НДС освобождены, а в гостиницах — нет, цены в гостиничных меню выглядят не конкурентно.
Генеральный директор туроператора ITS Виктория Шамликашвили напоминает, что представители бизнес–сообщества изначально предлагали снизить ставку НДС, а не полностью обнулять её. Это вполне позволило бы компаниям сэкономить деньги и за счёт этого, например, увеличить зарплаты персоналу. Но в то же время у них сохранилась бы возможность вычета НДС.
"У многих отелей высока доля корпоративного сектора, которому было удобно иметь поставщика услуги с НДС. Рынок предлагал одно решение, но власти сочли верным другое. Бухгалтерии компаний получили больше нагрузки, они должны оценивать, какие из их услуг облагаются налогом, какие нет. Посмотрим, как на такую отчётность будет реагировать налоговая", — комментирует Шамликашвили.
Отдельная история — взаимодействие отелей с туроператорами. По сути, мера, которая декларировалась как направленная на поддержку всей туристической отрасли, породила неравенство среди участников рынка. У многих отелей случилось недопонимание с некоторыми агентами, которые продают их услуги за комиссионное вознаграждение. Ведь НДС отменили только для отельеров, а туристические операторы и компании, занимающиеся размещением корпоративного сегмента, продолжают быть его плательщиками. В результате у них возникают дополнительные издержки, так как зачесть НДС, уплаченный отелем, они больше не могут и должны платить его со всей суммы сделки.
"В первое время некоторые партнёры просили снизить для них тарифы на 20%. Другие подняли цены для конечного клиента. Сейчас многие агенты предлагают новые схемы взаимодействия, перезаключают договоры на новых условиях. В целом это рабочие вопросы, отрасль адаптируется к новым правилам игры", — рассказала генеральный директор управляющей компании High Season Group Екатерина Кувайцева.

Командировочный пасьянс

В Российском союзе туриндустрии поясняют, что при формировании комплексного турпродукта операторы вынуждены платить НДС 20% именно как оборотный налог, а не как налог со своего дохода. При такой ставке деятельность компаний становится нерентабельной. "Обнуление НДС для отелей усугубило эту проблему и подталкивает туроператоров либо к разделению бизнеса и переходу на упрощённую систему налогообложения, либо к дроблению турпродукта и переходу на агентскую форму работы, что противоречит действующему законодательству", — указывают там.
Эксперты РСТ полагают, что решить проблему помогло бы включение туроператорской деятельности в статью 149 Налогового кодекса, что позволит причислить этот вид бизнеса к не облагаемым НДС.
Генеральный директор AZIMUT Hotels Максим Бродовский считает, что в ближайшем будущем фирмы будут регистрировать юрлица с УСН для работы с гостиничной сферой (хотя большая часть крупных операторов и так имела такую практику). Некоторые фирмы, которые не адаптируются к ситуации, могут потерять турпоток.
Также парадоксальная ситуация сложилась в сегменте делового туризма. Из–за необходимости учитывать все нюансы новой налоговой ситуации процесс согласования деловых путешествий между компаниями, MICE–агентствами и отелями стал значительно сложнее и растянулся во времени. Агентства продолжают платить НДС и добавляют стоимость налога к своему продукту, что делает его менее привлекательным. Хотя клиент может работать напрямую с отелями, но удобнее поручить это агентству. Но и при попытке сделать всё самостоятельно сложностей хватает.
"Из–за перехода завтраков из раздела “проживание” в “питание” и их довольно высокой стоимости, которую нельзя сократить из–за формата “шведский стол”, компании вынуждены перераспределять бюджеты на питание командированного сотрудника в течение дня или выбирать более дешёвый отель. Как правило, у крупных компаний такие бюджеты закладываются на год, и в течение года их практически невозможно изменить", — рассказала Влада Васильева, операционный директор MICE–агентства "Аэроклуб Тур". По её мнению, реальной поддержкой мог бы стать отказ от НДС для всех участников рынка, а также предоставление кредитов под меньшие проценты.

Дешевле не стало

Впрочем, эксперты неоднократно обращали внимание, что снижение НДС касается только крупных игроков. Отели из сегмента малого и среднего бизнеса под него не попадают, так как работают по упрощённой системе налогообложения (УСН). Среди опрошенных "ДП" туроператоров есть те, у кого доля крупных отелей среди партнёров минимальна. Например, директор по развитию "Бон Тур" Лариса Холмова рассказала, что на её компании мера с отменой НДС для отелей не сказалась вообще. Из всех гостиниц, с которыми она сотрудничает, по общей системе налогообложения работают всего порядка 10–15%.
Практически ничего пока не изменилось и для конечного потребителя: на ценах турпродуктов мера ещё не успела сильно отразиться. Но в любом случае ждать, что освобождённые от налога отели резко уронят цены, совершенно не стоит.
Как отмечает Виктория Шамликашвили, обнуление НДС не привело к удешевлению размещения для туристов. Расходы гостиниц за последние пару лет выросли по разным позициям на 30–100%, а цены в среднем увеличились на 8–10%. Предпринимателям нужно хотя бы частично компенсировать убытки.
Однако, несмотря на все прошлые и нынешние сложности, в целом участники рынка не пытаются вставать в позицию жертвы и уже сейчас позитивно оценивают текущий туристический сезон. Заместитель руководителя отдела по связям с общественностью ANEX Tour Виктория Худаева подчёркивает, что спрос на бронирование отелей в Петербурге этим летом велик. В компании это связывают прежде всего с тем, что на многие курорты уже не осталось мест или цены на них слишком высоки. А туры в Северную столицу всегда актуальны: места есть, с транспортной доступностью порядок. Так что отчасти популярность города у российских туристов этим летом можно связать с дефицитом предложений по другим направлениям.
Екатерина Кувайцева рассказала, что у её объектов в июне были впечатляющие результаты за счёт событийной повестки и индивидуальных туристов. "Прогнозы на июль мы давали сдержанные, но результаты превзошли наши ожидания. Во многом за счёт роста спроса на внутренний туризм, но стали приезжать и иностранные группы. Да, в августе, скорее всего, увидим незначительное снижение туристического потока, но мы уже фиксируем большой объём бронирований на первую половину сентября, а в целом осенний период радует нас спросом на проведение деловых мероприятий", — поделилась она.

Не каждому по потребностям

Нулевая ставка НДС с 1 июля вводится и для инвесторов, которые строят, предоставляют в аренду гостиницы и иные средства размещения. Она будет действовать 5 лет с момента ввода этих объектов в эксплуатацию, в том числе после реконструкции. Льготный НДС смогут получить владельцы уже существующих гостиниц и иных средств размещения, для которых ставка будет действовать в течение 5 лет (до 30 июня 2027 года).
Среди положительных моментов участники рынка также называют освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, приостановку проверок бизнеса и продление действия лицензий, льготные кредиты. Правда, и здесь предпринимателям видится некоторая неравномерность в распределении мер поддержки.
"Значительная часть поддержки направлена на малое и среднее предпринимательство. И это неплохо, но почему забыты крупные отели? Часть неплохих инициатив тонет в бюрократии, другие не прикладные. К примеру, субсидии на проведение и организацию конгрессно–выставочных мероприятий предназначены только для НКО. При этом часто именно отели занимаются полным циклом организации мероприятий. Недостаточно стимулируются инвестиции в гостиничную сферу и инфраструктуру города, а это один из самых важных моментов", — говорит Максим Бродовский.
Мы отработали с отелями с обнулённым НДС всего месяц, только сейчас начинаем получать от них документы, из которых будет понятно, какие деньги мы могли потерять со своей стороны. Предварительные оценки, которые мы делали до вступления в силу этого решения, говорили о том, что потери могут составить несколько процентов цены путёвки, я не стал бы драматизировать ситуацию. Отели меняют цены довольно часто, иногда на десятки процентов. Динамические цены вовсе могут меняться несколько раз в день. Отмечу, что нам как операторам немного обидно, что правительство ставит всех равными перед законом, но кого–то — равнее. Одно дело, когда все в цепочке платят НДС, а другое — когда его перекладывают на последнего участника цепочки. Туроператоры от этого пострадают, у нас вырастет налогообложение на несколько процентов от цены проданных туров. Мы прогнозируем, что в Петербурге этим летом российских туристов будет примерно на 30% больше, чем год назад. Но при этом ясно, что зарубежный поток не восстановится. Поэтому в сумме рекордных показателей по итогам сезона ждать не стоит. Надо предлагать российским путешественникам новые интересные маршруты в Северной столице: люди испытывают дефицит впечатлений.
Сергей Ромашкин
директор туристической компании "Дельфин"
Мы позитивно оцениваем эффект от отмены НДС для отелей как меру поддержки индустрии. Надеемся, что законодательно освободят от НДС не только услуги проживания, но и завтрак, так как раздельный учет традиционного пакета Bed & Breakfast не всегда удобен нашим клиентам. Летний сезон складывается лучше наших ожиданий как по загрузке, так и по росту среднего тарифа. Позитивное влияние на спрос оказывают крупные городские события — такие как "Алые паруса", День ВМФ, VK–фест, которые в этом году прошли более масштабно из–за стабильной эпидемиологической ситуации.
Юлия Мещанинова
кластерный директор по продажам Radisson Hotel Group в Петербурге
С резким ростом спроса стало остро не хватать транспорта, водителей и гидов. Мы можем выделить несколько желаемых мер поддержки. Это субсидии на покупку и обновление автопарка, содействие по кадровому вопросу. Также необходима помощь в участии в международных мероприятиях в соседних странах: выставках, воркшопах, деловых встречах для презентации наших регионов на новых рынках. Не хватает организованных встреч с представителями авиакомпаний и РЖД для поиска точек контакта. Нас также волнует вопрос с лимитами по УСН: мы видим инфляцию, но лимиты не растут, хотя этот вопрос планировался к рассмотрению.
Роман Цветков
генеральный директор "Скантур"