Гостиницы Петербурга научились жить без иностранцев

Автор фото: Лидия Верещагина

Заполняемость петербургских гостиниц в первом полугодии была чуть выше, чем в 2021 году, но весь туристический сезон может оказаться не столь успешным.

В первом полугодии 2022 года номерной фонд гостиниц Петербурга увеличился. По данным Nikoliers, он пополнился на 215 номеров: GLINZ Hotel by Ginza Project — 30 номеров, Kostas — 136 номеров и "Оболенский" — 49. Однако в условиях практически полного отсутствия зарубежных туристов заполняемость гостиниц в этот летний сезон не такая высокая.
В Nikoliers подчёркивают, что по итогам первого полугодия уровень загрузки составил 49%, что на 4 п. п. ниже показателя за аналогичный период 2021–го. Но в IPG.Estate приводят другие данные: заполняемость гостиниц, по их оценке, в тот же период составила 71%, что на 21 п. п. больше, чем в 2021 году.
Генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва подчёркивает, что у них в этом году загрузка немного выше, чем в предыдущем. По итогу всего летнего сезона она будет больше примерно на 15%, чем в 2021 году.
Владелица хостела BookCase Евгения Соколовская рассказала, что этим летом у них положительная динамика: "Спрос однозначно выше, чем в прошлом сезоне. За границу попасть всё ещё сложно, а пандемийные ограничения почти все сняли. Думаю, что по итогу летнего сезона загрузка будет выше, чем в прошлом году".
Генеральный директор управляющей компании High Season Group Екатерина Кувайцева рассказывает, что в этом туристическом сезоне они наблюдают высокий спрос, а в Петербурге даже стали появляться туристические группы из Ирана.
"Если сравнивать с прошлым годом, спрос вырос примерно на 30%. Я считаю, что по итогам сезона туристический поток будет выше — ушли ковидные ограничения, начали приезжать иностранные группы, кроме того, на руку Петербургу играют проблемы логистики южных направлений. Мы видим значительный рост деловой активности, в наших отелях конференц–залы на осенний период уже забронированы на 70%", — добавляет Екатерина Кувайцева.
Классическим гостиницам приходится ещё и конкурировать с сервисными апарт–отелями, которых с каждым годом в Северной столице становится больше. Заместитель директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers Евгения Тучкова отмечает, что сейчас на рынке апарт–отелей Петербурга действует 22 комплекса сервисных апартаментов, в которых размещено более 13 тыс. юнитов. А объёмы предложения на рынок выходят достаточно большие — до конца года будет сдано в эксплуатацию ещё около 12,5 тыс. апартаментов.
Кроме того, уход международных операторов усиливает кризис на рынке гостиниц. О сворачивании работы в России заявили британская компания InterContinental Hotels Group (IHG), американская Marriott International, финская S–Group. По словам аналитиков рынка, их отели постепенно переходят к российским операторам и продолжают работу.
Руководитель отдела исследований и консалтинга, партнёр IPG.Estate Валерий Трушин считает, что во многом развитие рынка сейчас зависит от команд, которые придут к управлению, и их взглядов на индустрию гостеприимства. С одной стороны, качество сервиса в отелях, которые ранее управлялись международными брендами, в краткосрочной перспективе не пострадает, поскольку команды сохранились. Но в перспективе — без возможности развития в международном формате — проекты могут прийти к стагнации, что снизит уровень конкуренции.
Евгения Тучкова замечает, что в долгосрочной перспективе отсутствие международных сетей повлияет на привлекательность направления для иностранцев. Однако многие российские девелоперы уже создают качественные продукты без участия иностранных брендов.
"Я не думаю, что уход международных гостиничных брендов спровоцирует снижение загрузки отелей, но точно могу сказать — изменит уровень сервиса и качества оказываемых услуг. Главный тренд — уход западного менеджмента, многие в прошлом сетевые отели активно создают собственные независимые бренды. Для нашей управляющей компании это уже пройденный этап, с одним из наших отелей мы провели оперативный ребрендинг, реновацию и запуск объекта после ухода западного гостиничного оператора ещё в 2021 году. Для многих это может оказаться серьёзным вызовом", — подчеркнула Екатерина Кувайцева.
Эксперты и игроки рынка также отмечают, что в гостиничном бизнесе появляется явный тренд на загородные отели. Основатель сети загородных SMART–коттеджей "ЁLKI" Сергей Строкин отмечает, что это обусловлено не только внешними обстоятельствами в мире, но и экономическими. С точки зрения бизнеса в загородном отеле значительно проще увеличить средний чек, чем в городском. В Ленобласти можно добавлять много дополнительных услуг (например, катание на сап–бордах, прогулки на лошадях, занятия с тренером по йоге).
Евгения Тучкова подчёркивает, что главный тренд последних лет — развитие рекреационного туризма в Петербурге и пригородах. Создание туристической инфраструктуры, освоение новых районов для размещения, открытие новых туристических локаций (глэмпингов, экотроп и так далее). В целом рынок стремится к развитию, поскольку из–за сложностей с путешествиями за рубеж возник спрос на качественный отдых внутри страны.
По её словам, в перспективе нескольких лет в городе может появиться новый формат рекреационной недвижимости — condo resorts. Это загородный проект, предлагающий инфраструктуру для отдыха и продающийся лотами частным инвесторам. "За счёт такого способа реализации экономика проекта становится более привлекательной для девелоперов по сравнению со строительством классических загородных отелей, а ориентация на инвесторов предполагает необходимость полноценного отельного управления и внедрения доходных программ", — уточняет эксперт.
С учётом всех факторов Валерий Трушин ожидает, что до конца 2022 года совокупный туристический поток в Петербурге не превысит 6 млн человек. Несмотря на оптимистичные заявления властей, туристический сезон в 2022 году будет слабым и показатели заполняемости и ADR гостиниц (средний доход с номера в сутки) не достигнут уровня 2021 года.