Параллельные прогнозы

Администрация Ленобласти предполагает, что порты региона быстро оправятся от кризиса. Эксперты высказывают скепсис, но в целом надежды на восстановление есть.

Правительство Ленинградской области 28 июля представило для общественного обсуждения прогноз социально–экономического развития региона на 2023–2025 годы. В проекте дана крайне оптимистичная перспектива для портов региона.
В документе сказано, что в 2022 году объём перевалки в портах Ленобласти "сохранится практически на уровне 2021 года" и составит 173,6 млн тонн по сравнению со 177,6 млн годом ранее. В базовом варианте прогноза, который характеризуется "проактивной экономической политикой" и реализацией всех мер поддержки, грузопоток в 2023 году сократится на 4% — до 166,7 млн тонн, но уже в 2024–м начнётся восстановительный рост — до 173,9 млн. Более того, в 2025 году, по прогнозам администрации, стивидоры смогут перевалить уже 194,8 млн тонн — на 12% больше, чем по итогам 2021–го.
При консервативном исходе снижение грузопотока в 2023 и 2024 годах относительно текущего составит 6 и 5% соответственно, но, несмотря ни на что, порты вернутся к росту в 2025–м с перевалкой 180,5 млн тонн — на 4% больше, чем прогнозируется по итогам этого года.

Амбиций достаточно

Развитие транспортного сектора в регионе, по заверениям руководства Ленобласти, продолжится за счёт масштабных инвестиционных проектов. Например, развития и обновления железнодорожной инфраструктуры близ портов силами РЖД. Также делается ставка на строящийся в Кингисеппском районе газовый комплекс, который будет соединён с прибрежной полосой для отгрузки продукции. Запланировано увеличение мощностей по перевалке СПГ компании "Портэнерго" в Усть–Луге.
В перевалке минеральных удобрений продолжат развиваться терминалы "Ультрамар" и "ЕвроХим". В плане перевалки зерновых делается ставка на терминал АГ "Содружество" мощностью до 10 млн тонн. Соглашение об инвестициях 30 млрд рублей на его строительство было заключено на ПМЭФ–2022. Правда, согласно текущим планам, введён в работу терминал будет не ранее 2026 года. При этом относительно контейнерных грузов особых надежд не звучит.
По итогам первого полугодия 2022 года Балтийский бассейн потерял 39% контейнерного оборота, согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ. Однако главным игроком в этой сфере является Большой порт Санкт–Петербург, на который приходится основной поток. Ситуация в портах Ленобласти, как ни парадоксально, в сухих цифрах выглядит не так плохо за счёт других категорий грузов. В Усть–Луге в январе–июне грузопоток составил 58,4 млн тонн — на 10,3% больше, чем за тот же период 2021 года. В порту Приморск перевалено 30,5 млн тонн (прирост — 16,8%), а в Высоцке произошло снижение на 6%, до 7,9 млн тонн.

Реальность более серая

Чиновники всё–таки перестарались с позитивом в прогнозах, однако и независимые аналитики не предсказывают совсем апокалиптичных исходов. Партнёр Strategy Partners Алексей Волостнов отмечает, что в январе–июне общее сокращение грузооборота Балтийских портов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года пока действительно незначительное.
"Думаю, что по итогам года можно ожидать падения оборота до 8% за счёт активации отложенных санкций и ужесточения условий экспорта российских энергоносителей (в частности, угля) в Европу. Аналогичного снижения можно ожидать и в 2023–м. Далее возможны стабилизация и восстановление объёмов при условии сохранения действующего уровня санкционного режима и отсутствия ещё более сильных рестрикций на российский экспорт", — рассуждает Алексей Волостнов.
За первые 6 месяцев 2022 года порты и погранпереходы Северо–Запада потеряли более 8 млн тонн (это 12%) железнодорожного трансфера, а эмбарго ЕС на уголь из России может привести к дополнительному снижению перевозок и загрузки портовых мощностей, подтверждает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его мнению, в этой связи перечисленные в документе масштабные инициативы выглядят оптимистичными.
"Проекты развития портов под перевалку сырьевых грузов и тарно–штучных грузов, подпадающих под санкционные режимы, могут сдвинуться “вправо” после 2025 года. Также на перенос сроков реализации инвестпроектов может начать оказывать влияние предвыборный цикл 2024 года в России. В то же время часть проектов развития портов под перевалку удобрений и зерна с большой вероятностью может быть реализована", — резюмирует Владимир Савчук.