Магазины товаров для ремонта не выживут без наплыва покупателей осенью

Автор фото: ТАСС

Российский рынок DIY демонстрирует спад по итогам первого полугодия. Но эксперты прогнозируют новый этап роста цен на товары для строительства и ремонта до конца года.

По результатам первых 6 месяцев 2022 года аналитики агентства INFOLine зафиксировали снижение оборота розничной торговли товарами для строительства и ремонта. По предварительным данным, он упал на 3% без учёта роста цен, тогда как за второе полугодие 2021–го на рынке наблюдался устойчивый рост около 10%.
По оценке компании NeoAnalytics, предварительно по итогам первого полугодия объём российского рынка DIY сократился на 5 –6%. За аналогичный период годом ранее, как писал "ДП", общероссийский розничный товарооборот в DIY вырос на 17,5% (до 950 млрд рублей) с учётом продаж стройматериалов, товаров для дома и мебели.
По словам аналитиков, в марте на эту продукцию наблюдался ажиотажный спрос, на отдельные категории он вырос на 50% относительно более раннего периода. Но уже в апреле на фоне падения доходов, роста цен на стройматериалы и ставок кредитов начался спад. Снижение количества сделок с недвижимостью спровоцировало в том числе сокращение объёма ремонтных работ.
В пресс–службе NeoAnalytics сообщили, что после острого периода марта–апреля в ряде сегментов товаров стала наблюдаться дефляция, например цены на ДСП снизились на 20%. В компании указывают, что конъюнктуры рынка DIY сейчас и годом ранее отличаются. Существенно сократились поставки товаров из Европы, растёт доля ж.–д. перевозок, европейские бренды заменяются азиатскими, ближневосточными и турецкими. Ещё один тренд 2022 года — падение спроса на товары в высоком ценовом сегменте.
Директор по продажам компании "Свеза" Виталий Демиденко рассказал, что по итогам первого полугодия отрасль почувствовала снижение продаж фанеры в сегменте DIY. На дисбаланс спроса и предложения и покупательную способность повлияли актуальные макроэкономические условия. "Прошлый год оказался аномальным с точки зрения динамики роста потребления розничной фанеры в сегменте DIY. Вызвано это было, в частности, восстановлением рынка после пандемийного спада. На данный момент мы оцениваем снижение этого показателя на 30–50% относительно прошлого года. Однако ситуация в отрасли постепенно стабилизируется", — пояснил он.
По данным INFOLine, оборот розничной торговли ассортиментом Household и мебелью снизился более чем на 10%, в том числе из–за ухода сети IKEA, чья доля составляла не менее 20% рынка. По итогам первого полугодия рост потребительских цен на товары DIY составил в среднем 23% за год, а на Household и мебель — 16%.
В INFOLine прогнозируют новый виток роста цен осенью. Вкупе со снижением доходов населения это приведёт к дальнейшему падению объёмов потребления, предупреждают эксперты. Виталий Демиденко не исключает и умеренного роста цен на популярные позиции, он считает, что строительный рынок может начать восстанавливаться во втором полугодии, а цены на сырьё для производства фанеры — стабилизироваться.
Аналитики ранее отмечали, что подсчитать данные по Петербургу сложно из–за большой доли онлайн–продаж. Однако тенденции в нём схожи с общероссийскими.