Производитель плитки из Ленобласти вернул права на бренд элитной продукции

Автор фото: Титаренко Петр
Спор между АО "Нефрит–Керамика", чья выручка в 2021 году составила 2,1 млрд рублей, и предпринимателем из Москвы Масисом Аракеляном начался 2 года назад. Камнем преткновения стал флагманский бренд производителя керамической плитки — 1721 INTÉRIEUR IMPÉRIAL. По мнению столичного коммерсанта, с 2013 года владеющего торговой маркой IMPERIAL, обозначение компании из Ленобласти, зарегистрированное позже, сходно до степени смешения.
Масис Аракелян обратился в Роспатент, требуя прекратить охрану бренда "Нефрит–Керамики". Ведомство согласилось с позицией предпринимателя, посчитав доминирующим в товарном знаке предприятия из Ленобласти слово IMPERIAL.
По данным "Контур.Фокус", Масис Аракелян владеет ООО "Империал", занимающимся оптовой торговлей санитарно–техническим оборудованием. При этом права предпринимателя на бренд зарегистрированы по пяти классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в том числе по 11–му (облицовка для ванн) и 19–му (сырьё для керамических изделий). Эти два последних класса представляют интерес и для "Нефрит–Керамики".
Обозначение 1721 INTÉRIEUR IMPÉRIAL существует уже более 3 лет. По словам Елены Юферевой, гендиректора Brandson Branding Agency, предприятие серьёзно вложилось в продвижение бренда. В частности, "Нефрит–Керамика" пошла на коллаборацию с Императорским фарфоровым заводом.
"Нефрит–Керамика" обжаловала решение Роспатента в Суде по интеллектуальным правам (СИП), но в 2021 году получила отказ. Тогда компания нанесла столичному коммерсанту контрудар. Она обратилась в СИП с требованием о досрочном прекращении прав Масиса Аракеляна на IMPERIAL по 11–му и 19–му классам МКТУ.
"Ситуации, когда после проигрыша в Роспатенте компания идёт отменять правовую охрану спорного знака, весьма редки", — считает Анна Рубцова, партнёр Национального центра интеллектуального капитала (центр представлял интересы "Нефрит–Керамики"). Для такого поворота необходимо стечение двух обстоятельств. Во–первых, "поздний" знак признаётся сходным до степени смешения с более ранним, поэтому его охрану признают недействительной. Во–вторых, ранний товарный знак не используется правообладателем в течение 3 лет.
В марте этого года СИП удовлетворил требование "Нефрит–Керамики", но Масис Аракелян обжаловал решение в президиуме СИП, кассационной инстанции. Однако и она в июле встала на сторону предприятия из Ленобласти.
По словам Анны Рубцовой, особенная сложность спора заключалась в анализе предпринимательской деятельности оппонента. "Наличие или отсутствие продаж продукции с использованием товарного знака бывает трудно оценить, особенно если правообладатель не занимается электронной коммерцией", — говорит эксперт. Дело в том, что, если правообладатель всё же использует бренд, иск о досрочном прекращении правовой охраны торговой марки будет проигран. И тогда проигравшая сторона, потратившая впустую время и деньги, будет вынуждена создавать новый бренд, заниматься его продвижением и охраной, добавляет Анна Рубцова.