Аналоговый туризм: санкции подогрели спрос на услуги туроператоров

Из-за невозможности бронировать билеты и гостиницы за границей к туроператорам пришла новая категория клиентов — бывшие самостоятельные путешественники, для которых закрылся цифровой мир. Но и для отрасли он уже не так открыт, как прежде.

В нынешней ситуации есть вещи, которые нельзя купить с помощью Mastercard и Visa. В частности, забронировать за границей гостиницу или купить билет у иностранной авиакомпании. Это привело к тому, что в сезон отпусков вчерашние самостоятельные путешественники стали обращаться за подобными услугами к турагентствам, которые прежде могли зарабатывать в основном на покупателях пакетных туров.
Рост спроса для туристического бизнеса лишним не будет. На сегодняшний день в Едином федеральном реестре туроператоров числится 41 компания Петербурга, которая занимается выездным туризмом. Тогда как в докризисные времена их было более сотни. Многие не выжили.

Чем сложнее, тем лучше

Покупателю, не имеющему карты зарубежного банка, стало проще планировать отпуск с помощью оператора. Накануне МТС Банк посчитал траты петербуржцев на путешествия в июне и выяснил, что продажи у турагентств выросли на 47% год к году, средний чек тоже вырос — на 36%. По данным Big Data МТС, больше всего россиян едет отдыхать в Турцию: количество российских туристов в этой стране выросло в 4 раза в июне 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В списке самых популярных направлений — Белоруссия, Абхазия, Армения, Грузия, Узбекистан и ОАЭ. Также в июне 2022 года удвоился турпоток в Казахстан. Аналитики отмечают, что ограничения на авиасообщение с европейскими странами и с городами юга России не сказались на количестве покупок авиабилетов, средний чек в июне 2022 года вырос незначительно — на 5%. Петербуржцы продолжают летать, выбирая новые направления для отдыха или через третьи страны.
В компаниях, с представителями которых пообщался "ДП", подтверждают, что частично ситуация пошла им на пользу, но хвастаться значительными результатами пока не приходится. "Мы получили определённый поток клиентов на авиабилеты, отели, транспорт внутри другой страны, спа-пакеты (например, в Эстонию, куда люди выезжают на лечение). Остались работать с постоянными зарубежными партнёрами, некоторым продолжаем платить с рублёвого счёта (партнёры из Франции, Эстонии, Италии, Испании) либо открытых счетов в европейских банках. Количество новых клиентов из звена самостоятельных путешественников выросло на 15 – 20%, что не так много. Но стоит отметить, что этот туристический сезон в принципе активный, рост спроса на туры — 40% относительно прошлого года", — рассказала руководитель отдела продаж агентства "Бон Тур" Моника Беляцкая.
В пресс-службе Anex Tour сообщили, что у них работа строится через принимающий офис в выбранной стране, то есть продажа осуществляется в агентстве или на сайте туроператора, далее заявка с выбранным набором услуг отправляется на бронирование и передаётся на подтверждение принимающему офису. После подтверждения уже происходит оплата. При этом забронировать машину, для чего необходима кредитная карта арендатора, турагентство помочь не сможет.

Всего плюс пара тысяч

Однако для тех туристов, которые не хотят изменять своим привычкам, ситуация не безвыходная, считает генеральный директор бюро путешествий "Мандарин" Анжелика Андреева. Купить билеты на рейс у западного перевозчика можно через агрегатор всего на пару тысяч рублей дороже. "За бронью отелей действительно обращаются чаще: с уходом Booking.com самостоятельно оплатить номер не получится. Но я бы не сказала, что есть тенденция к росту спроса на услуги операторов. Из массовых направлений прямое авиасообщение из Петербурга сохраняется с Турцией, Египтом, ОАЭ. В случае с Турцией всегда было выгоднее брать туда пакетный тур и лететь на чартере, самостоятельно ездили разве что те, кто снимал там квартиру и жил пару месяцев", — поделилась Андреева. Она допускает, что рост спроса на услуги турфирм может быть заметен после окончания лета, когда пройдёт курортный сезон и люди начнут обращать внимание на другие туристические направления.
Как указывают в пресс-службе Anex Tour, сейчас туроператоры стали активно предлагать бронирование наземного обслуживания в формате экскурсионных туров или только проживания в отелях (в том числе по странам, с которыми сейчас нет прямого авиасообщения). Стоимость авиабилетов в такие пакеты не включается, индивидуальный трансфер осуществляется за дополнительную плату.
"Некоторые путешественники стали больше доверять туроператорам, поскольку те в любой нестандартной ситуации несут ответственность за обеспечение клиентов обратными авиабилетами и продлением проживания в случае необходимости. Однако общие показатели выездного турпотока в этом году ниже, чем годом ранее, поскольку перевозок за рубеж значительно меньше. Ввиду того что общий объём туристов сократился, новые клиенты скорее компенсируют сокращение объёма, чем помогают увеличить выручку", — говорят в компании.

Новшество или привычка?

По словам участников рынка, структурно менять свои бизнес-модели им не приходится. "Раньше мы покупали билеты на сайте авиаперевозчика, что было проще. Но есть специальные агрегаторы, которые позволяют это сделать с небольшой доплатой сверху. Перестроиться на такую модель работы проблемы не составляет", — говорит Моника Беляцкая. В Anex Tour отмечают, что любые значимые изменения вынуждают бизнес пересматривать алгоритмы работы.
Например, в компании рассказали, что, поскольку карты Visa и Mastercard не работают за границей, принимающий офис в Турции приобрёл гидам POS-терминалы, которые принимают оплату картой "Мир", также оператор расширил перечень дополнительных услуг (включая экскурсии), которые можно добавить в пакет при бронировании тура.
"Говорить о большем количестве функций, наверное, не точно, скорее происходит адаптация имеющихся процессов в новых условиях", — поясняют в пресс–службе.
Сейчас операторы берут на себя решение многих проблем: выбор маршрута, покупку билета на лоукостер. У туроператоров в основном открыты валютные счета, переводы не быстро, но идут. Мы информируем наших клиентов о том, что им необходимо, отправляясь в путешествие, иметь с собой наличные деньги, которые они смогут обменять на местную валюту. Важный момент, что количество денег, которое разрешено вывозить из стран, ограничено. Туроператоры одни из первых чувствуют на себе наступление кризиса, потому что люди начинают считать деньги и часто решают отказаться от путешествий. Кроме того, мы серьёзно пострадали во время локдауна, когда стали закрываться направления. Власти декларировали, что компенсируют затраты на вывоз российских туристов в домашние регионы, однако на деле компенсации получили только те, кто вывозил чартерами. После событий конца февраля Ростуризм транслировал, что вывозить туристов будут операторы, затем вышло постановление, согласно которому компенсация доступна тем, кто вывез не менее 50 тыс. человек.
Мария Ушакова
руководитель комиссии по выездному туризму Российского союза туриндустрии Северо–Запада
И у туристов, и у компаний возникают сложности. Далеко не все банки вовремя отправляют деньги, сроки их поступления разнятся от случая к случаю, комиссии большие, курсы неадекватные, всё непредсказуемо. Заработать на этом дополнительно вряд ли получится, да и нет такой цели, вероятно. Накладных расходов и тонких мест много. Действительно наблюдается тенденция возвращения путешественников в турфирмы, но глобальным трендом это я бы не называла. На мой взгляд, это менее доходная история, чем хотелось бы некоторым представителям отрасли. Любой нормальный прозрачный бизнес предпочитает стабильные и предсказуемые условия.
Виктория Шамликашвили
генеральный директор туроператора ITS