Водопады, церкви и старинная ГЭС: вояж вокруг Ладоги сулит массу впечатлений

Автор фото: "ДП"

Добавив пару дней к уик–энду, можно совершить автомобильный круиз вокруг Ладоги. Дорога поведёт вдоль живописных заливов, красивых русских и финских церквей, водопадов и скал. За подвеску можно не волноваться — асфальт на маршруте отличный.

Весь круговой маршрут от Петербурга составляет чуть меньше 800 км. При желании можно обернуться и за пару дней, но по пути много любопытных мест, посещение которых потребует времени, поэтому лучше отвести на поездку 3–4 дня.

Лахденпохья

Из города выезжаем по трассе "Сортавала". Поскольку Ленобласть для петербуржцев родной регион, до границы с Карелией можно ехать без остановок. Ну разве что свернуть к крепости Корела в Приозерске, здесь можно купить в туристической лавке бумажную книгу–путеводитель, которая так и называется — "Во круг Ладоги", а заодно осмотреть крепость с башней XVI века и посетить небольшой музей.
За Приозерском трафик на трассе заметно снижается. Дорогу недавно реконструировали, ехать по ней комфортно. Перед въездом в Карелию придётся остановиться у КПП. Всё–таки здесь погранзона, впрочем, контроль не строгий, пограничник лишь просит приоткрыть окно и интересуется, все ли находящиеся в автомобиле граждане РФ. Не исключено, что у кого–то могут проверить паспорт.
Первый по пути крупный населённый пункт в Карелии — Лахденпохья, однако стоит, не доезжая до него, свернуть с трассы направо. Попылив 15 км по добротной грунтовке, вы окажетесь у финской кирхи на краю деревни Лумиваара. Сейчас эта церковь — классическая заброшка, можно войти внутрь, залезть на колокольню. Церковь Лумиваара была освящена в 1935 году. Но по назначению использовалась недолго, к началу Зимней войны с момента освящения прошло четыре с небольшим года.
Осмотрев храм, нужно двигаться далее по грунтовой дороге, которая выведет в Лахденпохью. Здесь уже хорошо просматриваются ладожские шхеры. Можно подъехать прямо к воде и окунуться. Кроме Ладоги в Лахденпохье есть аллея, где расположены симпатичные деревянные скульптуры по мотивам карело–финского эпоса. Кому захочется увидеть больше резного дерева, может купить билет в "Город ангелов". Это частный музей с деревянными скульптурами, открытый на руинах лютеранской Церкви прихода Яккима. Сейчас от неё остались только стены. Правительство Финляндии поучаствовало в восстановлении, стены церкви были законсервированы, теперь (не очень спешно) ведутся работы по воссозданию крыши.

Сортавала

Следующий участок дороги от Лахденпохьи до Сортавалы тревел–блогеры называют карельским серпантином. Дорога в самом деле отчасти напоминает горную. На въезде в Сортавалу будет АЗС, стоит пополнить запасы бензина, потому как заправок на трассе не так много. В самом городе стоит задержаться подольше, пары дней будет достаточно для осмотра окрестностей. В 30 км от Сортавалы находится горный парк Рускеала. Здесь можно дать отдохнуть машине и водителю: если заранее купить билет, добраться до парка можно на "Рускеальском экспрессе" — ретропоезде. Он идёт чуть больше часа, этого времени хватит, чтобы насладиться железнодорожной экзотикой — паровозным дымом, видами карельского леса за окном, кофе, закусками в вагоне–ресторане. Расписание поездов составлено так, что в районе 10 утра можно выехать из Сортавалы, а ближе к семи отправиться в обратный путь. Сама Рускеала достойна отдельного текста, тут масса развлечений на все вкусы — от обычных прогулок с подъёмами и спусками, небольшого парка мраморных скульптур до зип–лайна и экскурсий в подземелье.
Также из Сортавалы можно отправиться на Валаам. Туры на катерах продают в городе на каждом углу. Кому не близка религиозная тематика, может прокатиться по ладожским шхерам. Такая опция тоже есть. Что удивило, в отличие от южных курортов, да и отчасти Петербурга, где к вам на каждом углу пристают со словами "водная прогулка", "заходите к нам, скоро отправляемся" и т. д., здесь всё ненавязчиво. Сортавала сейчас превратилась в туристический оазис, но на фоне роста турпотока выявились недостатки. Гостиниц недостаточно, а те, что есть, просят за свои услуги явно завышенную цену. Например, тесный двухместный номер без кондиционера, завтрака и практически с неработающим интернетом стоит больше 5 тыс. рублей в сутки. За парковку придётся доплатить.
Автор: "ДП"
С общепитом чуть лучше, цены на уровне петербургских — за исключением блюд из форели, которую здесь разводят и потому она дешевле. Обалденно вкусны калитки (это такие местные пирожки) с форелью, но продают их не везде и не всегда.
По самой Сортавале обязательно нужно погулять, но много времени на это отводить необязательно. Все основные достопримечательности — а это в основном финские дома, построенные в первой половине XX века, — сосредоточены в центре города. Также стоит подъехать к парку Ваккосалми и подняться на гору Кухавуори. С неё открывается живописный вид на город и Ладожское озеро. Сам парк довольно заброшен, в нём видны следы прошлой цивилизации, например часть механизма подъёмника.

Горы и водопады

Очень красивая дорога начинается за Сортавалой. Шоссе идёт вдоль залива Кирьявалахти, а потом петляет через леса. Чуть не доезжая Ляскеля, можно свернуть на асфальтовую дорогу в сторону Хийденсельга. Проехав 3 км, стоит остановиться, чтобы начать восхождение на гору Хийденсвуори. Навигатор знает точку, где лучше оставить машину. С горы открывается сказочный вид и на лежащую у подножия деревню, и на реку Янисйоки, впадающую в Ладожское озеро.
Далее стоит остановиться в центре посёлка Ляскеля. Здесь находится финская ГЭС 1899 года, в 2011–м реконструированная петербургской компанией "Норгидро". А рядом с ГЭС на шоссе есть кафе и мини–гостиница, где можно выпить кофе и перекусить блинами с форелью.
Автор: "ДП"
Пожалуй, самая экстремальная (для подвески автомобиля) часть маршрута — это подъезд к водопадам Юканкоски (русское название — Белые мосты). Впрочем, машину можно не испытывать на прочность и оставить в 3–5 км от цели и пройти это расстояние пешком. Понадобятся репелленты. Ибо это прогулка по царству слепней. Чтобы попасть к водопадам, нужно после Ляскеля ехать в сторону Пряжи. Через 21 км будет указатель на водопады. Дальше придётся двигаться по грунтовке, всё время держась правее. Дорога пойдёт вдоль озера и выведет к ещё одной развилке, вот здесь нужно брать левее, а лучше оставить машину и пойти пешком.
Водопад стоит тех мучений, которые придётся потратить, чтобы добраться до него. Говорят, особенно полноводен он в апреле–мае, когда тает снег. Но в июле тоже впечатляет. Это самый высокий (почти 20 м) водопад Южной Карелии.
Вернувшись на основную трассу и проехав несколько километров, будет поворот на Пиктяранту. Рядом с перекрёстком находится памятник Крест Скорби — это первый в России мемориал, посвящённый Зимней войне 1939–1940 годов.
Автор: "ДП"

Олонец

Дорога вдоль восточного берега Ладоги менее живописна, чем вдоль северного. Говорят, что несколько лет назад она была в ужасном состоянии, но сейчас отремонтирована. За Пиктярантой начинаются леса, населённые пункты здесь реже. В Салми можно глянуть на руины церкви Николая Чудотворца постройки начала XIX века. Здесь же дорогу пересекает река Тулема и прямо у моста находится небольшой песчаный пляжик. В жаркую погоду здесь купается детвора, при желании можно остановиться и освежиться.
Близ деревни Видлица шоссе подходит к берегу Ладоги. Здесь уже не шхеры — открытая вода: волны, песок. Много палаток. Дальше путь лежит вдоль речки Олонки, трасса приходит в старинный город Олонец. Здесь уже нет ничего напоминающего Финляндию. В городе есть гостиницы, гостевые дома, но туристов не видно. По сравнению с Сортавалой здесь тихо и очень провинциально. Можно погулять по небольшому симпатичному парку, разбитому на месте бывшей крепости. Она располагалась на слиянии двух рек — Олонки и Мегреги. Сейчас на самой стрелке стоит храм Смоленской иконы Божией Матери 1828 года постройки. От парка в город ведут несколько деревянных пешеходных мостов. В центре находится очень достойный и по–современному сделанный музей карелов–ливвиков. Это один из трёх крупных субэтносов (помимо людиков и собственно карел) в составе карельского этноса. Ливвики в большинстве своём проживают в восточном и северном Приладожье.
В Олонце дороги расходятся: прямо — на Петрозаводск, направо — на Санкт–Петербург. Дорога выведет на федеральную трассу "Кола". По ней до Петербурга около 250 км.