Рекламный рынок России толкают к монополизации

Автор фото: Антон Ваганов

Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон "О рекламе". Они могут погубить частные онлайн–доски объявлений и спровоцировать монополизацию рекламного рынка.

Законопроект предполагает создание единого оператора, которому на 30 лет без торгов отдадут в управление все цифровые носители в стране (электронные рекламные щиты). Контент на них можно будет размещать только через единый информационный ресурс оператора.
Кроме того, закон может уничтожить доски частных коммерческих объявлений физических лиц в интернете (классифайды). Объявления должны будут размещаться тоже исключительно через единого оператора.
Авторы законопроекта объясняют его необходимость защитой национальных интересов.
"Наиболее уязвимые сектора в информационной сфере — это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба РФ", — следует из пояснительной записки.
В процессе обсуждения законопроект был подвергнут жёсткой критике. Несколько депутатов заявили, что фактически речь идёт о создании монополиста и делается это в чьих–то частных интересах. Но против проголосовали лишь 95 депутатов.
Обеспокоены грядущими переменами и игроки рынка.
"Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявлений, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет–отрасли. Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT–талантов", — комментируют инициативу в "Авито".
Основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская отмечает, что сейчас наиболее крупные игроки на рынке цифровых рекламных щитов в стране — компании Russ Outdoor и Gallery.
"Это уже напоминает монополизацию, но, с другой стороны, остаются ещё онлайн–кинотеатры, тизерные сети, баннерные сети. Если у нас будет некое регламентированное управление всем этим — это большой шаг в несвободу. Усложнится жизнь малого бизнеса, повысится стоимость услуг", — считает она.