Все дороги ведут в Индию: бизнес ищет новые пути для экспортных грузов

Автор фото: shutterstock.com

Российские транспортные компании организуют новые конкурентные сервисы по мультимодальной доставке грузов до порта Нава-Шева в Мумбаи.

После ухода мировых контейнерных линий из портов Балтики российские логистические цепочки вынужденно начали переориентацию на Восток. В том числе активно развивается международный транспортный коридор "Север — Юг", соединяющий Россию с Индией.
АО "РЖД Логистика" 5 июля запустило контейнерные железнодорожные перевозки по восточной ветке МТК "Север — Юг" до индийского порта Нава–Шева. В отличие от транскаспийского маршрута, на котором вынужденно приходится совершать дополнительные перевалки в портах, новый сервис рассчитан на сухопутную железнодорожную доставку через Казахстан и Туркменистан до иранского порта Бендер-Аббас, откуда морем груз добирается до Индии.
Днём ранее о запуске мультимодального сервиса до того же порта Нава-Шева объявило ПАО "ТрансКонтейнер", но компания предлагает отправку по альтернативной схеме — из порта Новороссийск с дальнейшим трансфером до Индии через Суэцкий канал.
По словам руководителя отдела аналитики ИАА "ПортНьюс" Виталия Чернова, оба новых варианта имеют свои преимущества и недостатки. "Так, маршрут по восточной ветке МТК “Север — Юг” предполагает доставку через Иран, в то время как железные дороги страны имеют весьма ограниченную провозную способность и скорость движения", — объясняет эксперт, добавляя, что маршрут "РЖД Логистики" очень продолжительный. По заверениям компании, ориентировочное транзитное время составляет 35–37 дней.
Как отмечает Виталий Чернов, транспортировка через Новороссийск предполагает дополнительные издержки за проход через Суэцкий канал. Также судно должно будет преодолевать опасные зоны с рисками пиратства и близкие к военным конфликтам, что означает повышенную сумму страховки. Однако он короче по времени — ПАО "ТрансКонтейнер" обещает доставку по морю в течение 14–15 суток.
Таким образом, эксперты склоняются к тому, что более идеальный сервис в текущих условиях выбрать сложно. "У нас такая обстановка, когда все игроки пробуют разные маршруты для отправки. Смотрят, что будет при проходе через Суэцкий канал, как принимает порт Новороссийск (потому что может не хватать мощностей) и так далее", — говорит управляющий партнёр исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова.
Виталий Чернов полагает, что с учётом "разворота на Восток" спрос будет на оба маршрута — всё зависит от номенклатуры товаров и критичности скорости доставки.
Основу экспортного грузопотока сервиса ПАО "ТрансКонтейнер", как поясняют в компании, формируют бумага, рулонная сталь и абразивные материалы, а в РФ импортируются техника, химия и другие категории. Директор "РЖД Логистики" Дмитрий Мурев отмечает, что грузовой базой для МТК могут выступить, например, древесина, сырьевые товары и удобрения.