Автопромозамещение: промышленность Петербурга растёт и без производителей машин

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Несмотря на падение выпуска легковых автомобилей более чем вдвое, в целом промышленность Петербурга демонстрирует рост.

По данным Петростата, за 5 месяцев 2022 года выпуск легковых автомобилей в Санкт–Петербурге составил только 46,8% от объёма января–мая 2021–го. В городе также значительно — на 35% — сократился объём услуг по ремонту и монтажу машин и оборудования. Очевидная причина этого в том, что все три автозавода — Hyundai, Toyota и Nissan — остановили конвейеры в марте, сославшись на проблемы с поставками комплектующих.
Однако в целом индекс промышленного производства (ИПП) города за этот период остался в плюсе и вырос на 5,6% (на 2,4% в соседней Ленинградской области). Если говорить только про май, ИПП Петербурга снизился на 4,3% по сравнению с маем–2021, но увеличился по сравнению с апрелем 2022–го на 4,1%.
Таким образом, автопром пока не оказал сильного влияния на статистику промпроизводства Санкт–Петербурга. По сути, его вклад уже заменяют другие обрабатывающие отрасли. Отметим, что, по официальным данным, в 2021 году обрабатывающие предприятия Петербурга отгрузили продукции на 3,177 трлн рублей (+37,5% к 2020–му). В том числе объём отгрузки местных автозаводов вырос на 27,7% по сравнению с 2020–м и в денежном выражении составил 532,2 млрд. Таким образом, вклад этой отрасли в промпроизводство города можно оценить в 17%.
В штуках же в Санкт–Петербурге было произведено 368,2 тыс. легковых автомобилей, по данным Петростата. В 2022 году ситуация начала меняться. Итоги по отгрузке за январь–май ещё не опубликованы, впрочем, общую тенденцию можно увидеть и по результатам января–апреля. За эти 4 месяца обрабатывающие предприятия Петербурга отгрузили продукции на 1,266 трлн рублей, в том числе автопром — на 116,3 млрд (на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Таким образом, вклад автомобильной промышленности составил только 9% (и то за счёт машин, сошедших с конвейера в начале года).
При этом некоторые другие отрасли значительно нарастили выпуск продукции. По данным статистики, настоящий рывок в январе–мае совершили петербургские производители бумаги (в 1,8 раза), кожи и изделий из неё (тоже в 1,8 раза), текстильных (+47%), резиновых и пластмассовых изделий (+36%), металлургии (+30%), производители пищевых продуктов (+26%), мебели (+25%) и лекарственных средств (+19%).
Промышленность (как Санкт–Петербурга, так и Ленобласти), в отличие от других секторов экономики, проходит текущий кризис относительно безболезненно, отмечает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал".
"Страдают отрасли, которые явным образом подпали под санкции, то есть в первую очередь это автомобилестроение. Падение на 53% точно указывает на проблему. В то же время товарооборот через порты Санкт–Петербурга также снизился более чем на 50%, хоть этот показатель и не относится напрямую к промпроизводству", — указывает он.
По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе проблема промышленности региона заключается в иностранном оборудовании. "Пока оно работает стабильно и не требует комплектующих, промпроизводство держится на стабильном уровне. Но стоит естественному износу проявить себя — и производство начнёт сокращаться", — поясняет Артём Тузов.
С учётом того, что выпуск различного вида оборудования в городе не демонстрирует прироста, это может означать, что предприятия пока не заменяют массово иностранное оборудование на местное, добавляет он.
Отметим, что ИПП России в январе–мае составил 102,8%, что ниже петербургских показателей. При этом в мае федеральный ИПП снизился на 1,7% к маю прошлого года, говорится в материалах Росстата. Критичное падение зафиксировали в автопроме, который сократил объёмы производства на 34,8%. А если говорить про май, в федеральном разрезе более всего сократилось также автомобилестроение (–66%), выпуск табачных изделий (–22,7%) и электрического оборудования (–12,7%).