Эрмитаж застраховал шедевры из московского музея стоимостью 140 млрд

Автор фото: shutterstock

Эрмитаж застраховал за 25 млн рублей коллекцию экспонатов из Пушкинского музея с оценочной стоимостью 140 млрд.

В конце июня в Петербурге откроется уникальная выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина". На экспозиции будет представлено более 150 работ французской живописи эпохи модернизма, собранной русским купцом и коллекционером Сергеем Щукиным. Уникальность выставки в том, что посетители смогут впервые увидеть некоторые экспонаты, хранящиеся в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ). Будут представлены работы Матисса, Сезанна, Гогена, полотна Пикассо, Ван Гога, Моне и других представителей новой французской живописи.
Эрмитаж, как следует из данных единой информационной системы "Закупки", заключил контракт с единственным поставщиком на страхование части экспонатов, которые доставят в Северную столицу из ГМИИ, за 25 млн рублей. Страховая стоимость произведений искусства, привезённых из столичного музея в Петербург, составляет 140,3 млрд рублей.
По условиям контракта период действия страхового покрытия — с 1 июня по 31 августа. Оно распространяется на период упаковки, погрузки, транспортировки, монтажа музейных предметов, временного хранения (без доступа посетителей) и экспонирования. В Государственном Эрмитаже не ответили на запрос "ДП", поэтому неизвестно, с какой из страховых компаний заключён контракт.
Предметы искусства обычно страхуются на условиях wall to wall ("от гвоздя до гвоздя"). "Такой принцип предусматривает все возможные риски физической утраты или повреждения, возникшие по любой причине в период действия контракта. В договоре перечисляются не страховые случаи, а случаи, которые не являются страховыми (подход “от всех рисков”). В отношении предметов из музейного фонда РФ требование страхования в таком объёме прямо установлено письмом Минкультуры. В исключения из покрытия обычно вносят прямые убытки, причинённые объекту в результате ремонта, реставрации, и убытки в результате повреждения имущества насекомыми (моль, жучок)", — поясняет практику страхования музейных экспонатов партнёр коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина.
Следует отметить, что больше всего опасностей возникает при транспортировке предметов на выставки. И если, к примеру, картине причинён вред, всегда встаёт вопрос, все ли условия были соблюдены: правильно ли сотрудники страхователя упаковали и распаковали груз, осуществили погрузку, монтаж или демонтаж объекта. В некоторых случаях страховщик может отказать в выплате, если условия были нарушены страхователем. Например, картина была повреждена из–за перевозки в некачественном контейнере, где не поддерживались необходимая температура и уровень влажности.
При этом, обращает внимание Анастасия Тараданкина, рынок российского страхования искусства достаточно узкий и страховые компании предпочитают урегулировать спор путём переговоров и не доводить его до суда.
Накануне, 23 июня, Эрмитаж объявил, что ввёл годичный мораторий на участие в выставках США и Европы. В этом году работы из музея экспонировались на восьми зарубежных выставках. Они были завершены в срок, в Эрмитаж доставили около 700 произведений искусства, в том числе картину Тициана "Портрет молодой женщины" и Джованни Кариани "Искушение".