Магазин государственной важности: кабмин возвращается к практикам СССР

Автор фото: Ермохин Сергей
Правительство внесло в Госдуму законопроект о магазине приложений для мобильных устройств. Не каждый магазин у нас открывается федеральным законом. Но теперь многое не так, как раньше, поэтому удивляться не стоит.
Суть документа в том, что любой покупатель гаджета на территории РФ должен иметь возможность приобрести его с предустановленным магазином приложений. Зарубежные Google Play и AppStore могут в любой момент прекратить работу, отмечают чиновники в пояснительной записке, но отечественный потребитель не должен остаться без удобного сервиса установки программ.
Кто должен разработать такой магазин? В правительстве подумали и об этом. Обеспечить разработку сервиса должны владельцы российских соцсетей, чьи приложения будут присутствовать в таком магазине. Но только тогда, когда соответствующее решение примет правительство РФ. Сейчас, когда огромное количество решений и процессов переводится в ручной режим, это не удивляет. Видимо, подразумевается, что в "час Ч" времени на раскачку не будет.
Впрочем, магазины приложений российской разработки уже существуют. Один из них по счастливому совпадению как раз разработан социальной сетью VK, кстати, при поддержке Минцифры. Имеются и другие, но им не так повезло с разработчиками, чтобы автоматически стать обязательными к установке.
Есть в законопроекте и ещё один важный нюанс. В ассортименте российского магазина приложений обязательно должен быть перечень программ, утверждённый уполномоченным органом власти. Размещать там и другие приложения вроде бы не запрещено, но как раз по части запретов у нас дело не станет, достаточно вспомнить, как две крупнейшие соцсети этой весной недолго думая признали экстремистскими. Так что владелец "обязательного" магазина хорошо подумает о том, что выкладывать на прилавок.
В России теперь часто вспоминают практики времён СССР, и очередная инициатива вполне вписывается в этот тренд с поправкой на новую технологическую реальность. Раньше государству было не всё равно, что у вас в книжном шкафу; теперь ему не всё равно, что у вас в смартфоне. Но если уж вспоминать советские магазины, то можно вспомнить и вечный дефицит, и товар десятой свежести, и торговлю из–под прилавка. А про идеологический контроль и говорить не приходится — всё запрещённое читали в самиздате.
Помнят у нас и постсоветские практики — половина страны выросла на фильмах и музыке, скачанных с торрентов. Так что общество в целом готово, можно принимать.