Серый пояс на зелёном фоне: Петербург пробивает новые выходы к морю

Автор фото: yandex.ru/maps

"Деловой Петербург" запустил новый проект "Рейтинг локаций", посвящённый исследованию территорий Петербурга с точки зрения их развития в последние годы и ближайших перспектив. Одна из первых публикаций посвящена Кировскому району города.

В Кировском районе идеально изучать историю Петербурга. За несколько дней до основания города здесь, среди островов Невской губы Пётр I взял на абордаж два шведских фрегата, что стало первой победой русского флота. С именем Петра связана Петергофская дорога — нынешний пр. Стачек. При Екатерине II были построены сохранившиеся до наших дней усадьбы княгини Дашковой и графа Чернышева (Александрино). С начала XIX века ведёт свою историю Кировский завод. Памятником войне 1812 года стали Нарвские триумфальные ворота. Площадь Стачек напоминает об истории русской революции. В её окрестностях — богатейшая россыпь памятников конструктивизма, выдающегося архитектурного стиля, придуманного в советской России 1920-х. Рядом — обширные кварталы "сталинской" архитектуры, за ними — "хрущёвки". Памятник позднего СССР — комплекс зданий Морского технического университета на Ленинском пр.
Нарвские ворота
Автор: google.ru/maps
Значительный отпечаток на застройке района оставила постсоветская эпоха. Изначально точками притяжения девелоперских проектов стали две ключевые магистрали Кировского — пр. Стачек и Ленинский пр. Вдоль них можно увидеть жилые комплексы, построенные с 1990-х и до недавнего времени. Правда, по-настоящему массовая жилая застройка развернулась уже в соседнем Красносельском районе, где свободных территорий значительно больше.
Центральная площадь района — Нарвская — тоже заметно изменилась в новейшие времена. В 2005 году на ней построили торговый центр "Галерея 1914″. А в 2017 году завершилась реконструкция находящегося по соседству Кировского универмага. За вестибюлем станции метро Нарвская благоустроили сквер.
В настоящий момент перемены идут в квартале около станции метро "Кировский завод". Ещё в 2005 году там появился ТК "Румба". Год назад рядом с ним построили ТК "Форум" и апарт-отель. Ещё ряд девелоперских проектов в данной локации находятся в стадии проработки. Но в основном девелоперы работают в Кировском районе точечно. Например, за последние годы им удалось найти и освоить два небольших участка под жилую застройку на Двинской ул.
Строительство жилых домов в Кировском районе Санкт-Петербурга.
Автор: Коньков Сергей
Если же говорить о проектах комплексного развития территорий, то здесь району пока что не везёт. Заявленные 15 лет назад проекты реновации кварталов, застроенных старым жильём, окончились громкими провалами. И, если в Ульянке расселили хотя бы 8% жителей хрущёвок, то в Нарвской заставе, Автово и Дачном реновация фактически не начиналась. Впрочем, как раз по этим трём кварталам срок реализации проекта продлён до 2029 года.
Заметным вкладом в развитие общественных пространств администрация Кировского района считает появление в Автово сквера Петра Семененко. В целом, недостатка в рекреационных зонах в районе нет, особенно после того, как ЗакС признал парком южную часть Канонерского острова. Правда, на его благоустройство у города на данный момент отсутствуют средства и "парк" остаётся в весьма запущенном состоянии.
Транспортную инфраструктуру района серьёзно усилил запуск Западного скоростного диаметра (ЗСД) — в Кировский попало сразу несколько съездов. Сейчас городские власти планируют доработать развязку КАД с Дачным пр., на котором постоянно скапливаются пробки в час-пик. Также в районе запланировано открытие нескольких новых станций метро, правда сроки по ним постоянно сдвигаются. Сейчас активные работы идут по станциям "Юго-Западная" и "Путиловская". Согласно последним заявлениям, они должны заработать к 2024 году.

Ресурсы для развития

На данный момент в Кировском районе сохраняется большой потенциал для развития территорий. Наиболее масштабный из заявленных проектов касается переноса морского порта. Он оценивается почти в полтриллиона рублей. Указание проработать проект было дано на федеральном уровне, и в Смольном была сформирована рабочая группа по этому вопросу. Но за прошедший с тех пор год о её деятельности ничего не было слышно. В самом порту инициативу восприняли скорее негативно.
Впрочем, и кроме порта в Кировском районе хватает промзон, многие из которых потеряли былой функционал и значение, превратившись в склады, автобазы, площадки для мелких арендаторов и т. д. Проекты редевелопмента подбираются к ним всё ближе. Так, например, застройка старой промзоны идёт в квартале Шкапина-Розенштейна — у самой границы Кировского района.
Наконец, с повестки дня никуда не ушла необходимость реновации старых кварталов хрущёвок, отслуживших свой срок.
Кировский район
Автор: Ермохин Сергей

Плюсы и минусы

Сейчас имидж Кировского района уступает другим периферийным районам города, считает руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев. "Актуальные минусы района — напряжённая транспортная ситуация, высокая доля "серых зон", ограниченное количество участков для новой застройки, что делает основным путём развития района редевелопмент", — объясняет эксперт.
В перспективе огромным плюсом Кировского станет выход к морю, продолжает Игорь Кокорев. "Несмотря на большую протяженность береговой линии района, выход городских кварталов к морю, а также к рекам и каналам, существенно ограничен за счёт преимущественно промышленного и портового использования прибрежных территорий в настоящее время, — отмечает он. — В отдалённой перспективе перевод Северной верфи и частей Морского порта Санкт-Петербурга в другие локации может позволить раскрыть этот потенциал района и сформировать локации в том числе общегородского притяжения".
"Надо понимать, что Кировский — "рабочий" район. Там сосредоточено большое количество промышленных и транспортных учреждений, Кировский завод. Жилая инфраструктура в этой локации — своего рода, "пролетарский спальник". И это, скорее, недостаток, чем преимущество. Понятно, что район старый, зато там всего достаточно — и вузов, и школ, и детских садов, и поликлиник, рядом проходит ЗСД. Всё это можно отнести к плюсам", — говорит вице-президент Becar Asset Management Катерина Соболева.