Кирилл Поляков: "Большой порт — это не чемодан, его нельзя взять и куда-то унести"

Автор фото: Ермохин Сергей
Морской порт Санкт-Петербурга.
Председатель комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков в ходе круглого стола "Делового Петербурга" "Экология портов" прокомментировал инициативу о выводе портовых мощностей из центральной части Петербурга.
"Большой порт — это не чемодан, его нельзя взять и куда-то унести, в другом месте поставить", — заявил он.
"Предложение, которое звучало от инвестора, о том, что весь объём переваленного груза из Большого порта Санкт-Петербург перенести в Усть-Лугу, имеет определенные ограничения, — рассказал Кирилл Поляков. — Поэтому сегодня на площадке правительства рассматриваются в том числе альтернативные варианты, куда в перспективе, когда такое решение будет принято, целесообразно переносить те объёмы, которые есть. Опять же, надо понимать позицию грузовладельцев".
"Также на территории Большого порта реализуется ряд инвестиционных проектов, которые были согласованы правительством Санкт-Петербурга, подписаны соответствующие соглашения. А Правительство Санкт-Петербурга очень щепетильно относится к тем обязательствам перед инвесторами, которые берёт на себя, когда согласовывает те или иные инвестпроекты. Поэтому и до завершения этих инвестиционных проектов также работа порта будет в рамках тех инвестиционных соглашений, которые есть", — продолжил глава комитета.
По словам Кирилла Полякова, необходимо ранжировать грузы в порту Петербурга с точки зрения их экологической безопасности. "Мы понимаем, что те же самые автомобили, которые завозятся через Большой порт, контейнерные грузы, тот же самый нефтеперевалочный комплекс, который у нас есть, нагрузки на экологию города практически не имеют, если говорить глобально. А грузы, имеющие определенную нагрузку на экологию города — это грузы, которые могут пылить. Это и удобрения, это и уголь, и металлолом, и ряд других видов грузов, которые, наверное, в первую очередь целесообразно выносить за пределы такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, с учётом того, что экологическая обстановка в нашем городе — это один из приоритетов, который ставит перед собой в работе губернатор", — отметил председатель комитета по транспорту.
Как сообщил Кирилл Поляков, сейчас по вопросу выноса порта сформирована рабочая группа при Минтрансе, а также небольшой проектный офис в правительстве Петербурга.
"Опираться на международный опыт можно, но в основном международный опыт говорит о том, что выносились порты, которые уже были постепенно умирающими ввиду ограничений. У нас порт развивающийся, поэтому здесь ситуация немножко другая и впрямую отсылка к международному опыту не до конца корректна", — отметил чиновник.
"Вопрос экономической целесообразности (переноса порта. — Ред.) пока не очевиден, — добавил Кирилл Поляков. — Вопрос, какие получит плюсы город в виде экологической нагрузки, в виде налоговых отчислений, которые были обозначены в обращении инициатора на президента и соответственно в том обращении, на которое мы получили резолюцию Правительства Российской Федерации Правительству Санкт-Петербурга проработать эту инициативу, не все из этих пунктов являются очевидными. Поэтому эта такая большая работа больших институтов для того, чтобы чётко понять, что выносим, куда выносим, в каком графике".
"Это в любом случае процесс не на один год, а я думаю, что и не на одно десятилетие", — сделал вывод глава комитета.
Инициатива перевода портовых мощностей из центра Петербурга периодически обсуждается уже в течение многих лет. В марте 2021 года стало известно о том, что совладелец компании "Трансмашхолдинг" Андрей Бокарев направил соответствующее обращение президенту России Владимиру Путину. В нём шла речь о переводе порта в Усть-Лугу и освобождении 600 га земли под застройку. Накануне Владимир Путин заявил, что этот вопрос обсуждается.